Зрительная гимнастика для дошкольников: польза

Нагрузка на глаза у детей ощущается уже в раннем возрасте. Малыши много времени проводят за компьютером и телевизором, просматривая мультфильмы и играя в игры. И при этом их зрение не имеет достаточного отдыха. Для снижения риска возникновения проблем со здоровьем в дошкольных учреждениях в обязательном порядке проводятся простые и увлекательные упражнения для глаз.

Цели проведения гимнастики для глаз в дошкольном учреждении

Упражнения — эффективное средство профилактики глазных болезней и корректирование недугов. Гимнастика для глаз для детей, как и самомассаж, динамические паузы дыхательные упражнения — это современные здоровьесберегающие технологии. А ведь самые первые элементы подобных гимнастик, направленных на сохранение остроты зрения, придумали еще индийские йоги.

Зрительная гимнастика для дошкольников: польза

Самое легкое и доступное для малышей упражнение — закрывание глаз руками

В ДОУ зрительная гимнастика выполняется в следующих целях:

  • Общего оздоровления зрительного аппарата, предупреждения нарушений зрения: укрепления глазных мышц, снятия общего напряжения, утомления, улучшения кровообращения.
  • Лечения уже приобретенных патологий: близорукости, дальнозоркости, астигматизма.
  • Формирования у воспитанников в детском саду понятия о заботе о своём здоровье, в т. ч. о зрении.
  • Формирования у детей навыков ориентации в пространстве (закрепление таких понятий, как «право-лево», «верх-низ», «поворот».

Важно! Зрительная гимнастика для детей влияет на развитие связной речи, обогащение словарного запаса, помогает закрепить знакомые представления об окружающей действительности.

Зрительная гимнастика для дошкольников: польза

Упражнения, связанные с фиксацией взгляда на двигающемся предмете, развивают навык зрительно-пространственного ориентирования

Виды зрительной гимнастики в ДОУ

В детских учреждениях применяют несколько комплексов упражнений для глаз:

  • Без наглядности (ребята выполняют действия по словесному указанию педагога) и участием атрибутов (воспитанники зрительно отслеживают перемещения игрушки или предмета).
  • Профилактические, корригирующие (замедляет развитие астигматизма, близорукости, дальнозоркости и т. д.).
  • Пассивные (гимнастика затрагивает только глазодвигательный эффект) и активные (сочетаются с общеукрепляющими упражнениями для рук, ног, спины).

Обратите внимание! Среди профилактических комплексов самой эффективной считается зарядка для глаз по Аветисову для детей. Всего автор создал 3 комплексакаждый из которых способствует улучшению определенных зрительных процессов.

Комплекс № 2 направлен на укрепление глазных мышц:

  1. Дети, не двигая головой, 15 раз глазами чертят линию до пола.
  2. Воспитанники сначала чертят глазами траекторию «в сторону — вверх», а затем «в сторону — вниз». Повторить 20 раз.
  3. Посмотреть по направлению «налево-вверх», «вправо-вниз». Выполнить 15 раз.
  4. Круговые движения глазами: сначала по часовой стрелке, затем — против. Делать 12 раз.

Нормализует циркуляцию крови комплекс № 1, а № 3 ­— аккомодацию.

Зрительная гимнастика для дошкольников: польза

Дети активные упражнения выполняют с большим интересом

Методика проведения зрительной гимнастики

Зарядка для глаз применима для детей уже в младшем дошкольном возрасте. Выполняют их с детьми не 1, а 2-3 раза в день. В младших и средних группах для этого отводится 3 мин., а в старшей — продолжительность занятий уже может занимать 4-5 мин.

При выполнении упражнений нужно следовать правилам:

  • Воспитанники должны находиться в расслабленном состоянии.
  • Положение головы фиксированное (если гимнастика не выполняется в сочетании с упражнениями, предполагающими движения шеи).
  • Перед началом гимнастики следует снять очки (если дети их носят).
  • Дыхание во время занятий глубокое и равномерное.

Для возбуждения к гимнастике интереса воспитанников ее проводят в игровой форме. Например, при зажмуривании можно предложить изобразить сову или кота. Кроме того, детям нравится выполнять действия под веселые рифмы и музыку.

  Рисование на тему «Деревья в инее» для старших и подготовительных групп

Внимание! Конкретного определенного времени для проведения зарядки нет. Она органично сочетается с прогулкой и любым запланированным занятием (продуктивной деятельностью, развитием речи). Например, при изучении насекомых, в младшей и средней группах можно «проследить полет стрекозы».

Если урок предполагает нагрузку на зрение, то гимнастику рациональней провести в середине занятия, чтобы снять часть напряжения. Если нагрузки нет, то упражнения переносят на вторую половину занятия, чтобы снять усталость от самого занятия.

Завершить комплекс лучше морганием, затем малыши должны потянуться.

Особенности работы с дошкольниками разного возраста

Чтобы заинтересовать ребенка в выполнении зрительной гимнастики, нужно учитывать его возраст.

Обратите внимание! Так при занятиях с 2-3-летним ребенком не стоит надеяться, что его увлечет команда «вращаем глазками». В этом случае стоит применить педагогическую хитрость. Малыши с удовольствием будут следить за полетом птички, закрепленной на указке или простом карандаше, либо за перемещениями пальчиковой куклы.

Дети 3-4 лет готовы повторять за воспитателем многое и его стимулирующая фраза: — «Я вот что умею. А ты?» — обязательно привлечет их внимание.

Зрительная гимнастика для дошкольников: польза

Зрительную гимнастику с воспитанниками лучше сочетать с какими-либо движениями руками

Обратите внимание! Более старшие ребята 5-6 лет проявляют любознательность и могут быть мотивированы рассказом о строении человека, например, как устроен глаз, позволяющий каждому видеть окружающий мир.

Картотека гимнастики для глаз с целями по ФГОС

Зарядка для глаз имеет множество комплексов, но все их можно сгруппировать для дошкольников по возрастной принадлежности.

Первая и вторая младшие группы

Картотека для малышей особенно богата.

Обратите внимание! Сюжетные офтальмологические упражнения для 1 группы направлены на сохранение и улучшение зрения, профилактику дальнозоркости и близорукости.

Пролетает самолет. (Дети поднимают глаза вверх).

Отправляюсь с ним в полет.

Вправо отвожу крыло и смотрю. (Ребята отводят правую руку, смотрят вправо).

Влево отвожу крыло и гляжу. (Малыши отводят левую руку, смотрят влево).

Я мотор завожу,

И внимательно слежу. (Следят глазами за вращательными движениями руками).

Поднимаюсь ввысь, лечу. ( Встают на носочки, взглядом рисуют волны).

Возвращаться не хочу. (Поморгать, закрыть глаза).

Справа — сладкая черника. (Дети смотрят вправо).

Слева зреет земляника. (Ребята глядят влево).

Спеет на горе брусника. (Малыши поднимают взгляд вверх).

Под ногами — ежевика. (Воспитанники опускают взгляд вниз).

Ягоды мы соберем,

А потом все отдохнем и толпой домой пойдем. (Смыкают веки на 3-5 сек, повторять до 8 раз).

  • С целью сохранения остроты зрения во 2-й младшей группе проводят гимнастику для глаз:
  • Осень краски ярко разводила,

Кистью по листочкам тихо проводила. (Дети рисуют глазами круг: влево — вверх — вправо — вниз).

Желтым стал орешник, клены покраснели. (Круговые движения: направо-вверх-налево-вниз).

Лишь в бору сосенки также зеленели. (Малыши зажмуриваются, моргают 10 раз. Повторить 2 раза).

Дождик, дождик, пуще. (Дети глядят вверх).

Лейся в лужи гуще. (Ребята опускают глаза вниз).

Только нас не промочи. (Воспитанники делают взглядом круговые движения).

Каплями в окно стучи.

Важно! В младших группах гимнастику для глаз необходимо проводить 2-3 раза/нед., используя мелкие предметы для облегчения понимания команд воспитателя образовательного учреждения.

Средняя группа

Методика проведения гимнастических упражнений для дошкольников 3 лет почти не отличается от предыдущей. Гимнастические упражнения для них проводятся в целях профилактики нарушений зрения, предупреждения утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения во время занятий.

  Занятие НОД по развитию речи в средней группе

Дует ветер всем в лицо. (Дети часто моргают).

Покачалось деревце. (Ребята смотрят налево, потом направо).

Ветер станет тише. (Воспитанники приседают, взгляд — вниз).

Деревца все выше. ( Встают, взгляд — вверх).

Носик смотрит влево-вправо. (Дети перемещают взгляд справа налево).

Смотрит нос то вверх, то вниз. (Ребята поднимают глаза вверх и опускают вниз).

Что подметил хитрый носик? (Проводят подушечками пальцев по векам).

Мы куда-то забрались.

Обратите внимание! Время выполнения зрительной гимнастики в средней группе увеличивается до 5 мин.

Старшая и подготовительная группы

  1. Кроме оздоровительно-профилактической цели при выполнении зарядки для глаз с детьми 5-6 лет можно работать над понятиями пространственно-временного устройства мира.
  2. Упражнения для глаз
  3. Повторяем каждый раз.
  4. Право, лево, верх и вниз,
  5. Повторяй и не ленись.
  6. Мышцы глаза укрепляем.
  7. Напряжение снимаем.

Зрительная гимнастика для дошкольников: польза

Наглядное пособие способствует более продуктивному выполнению упражнения.

Целый год слышно «тик-так»

Все часы идут вот так,

Раз — налево, два — направо. (Дети глаза отводят влево-вправо).

И мы тоже можем так,

Тик-так, тик-так. (Повторяют упражнение).

Обратите внимание! В завершении воспитанники 6-7 лет сами массируют себе веки подушечками указательных пальцев.

Использование наглядности во время зрительной гимнастики

При выполнении гимнастики для глаз, рекомендованной для дошкольников, большое значение имеет наглядность, ведь в этот период у них доминирует наглядно-образное мышление. Выполнять команды «влево», «направо» им гораздо проще, имея перед собой зрительный ориентир. С этой целью используют разные версии наглядности:

Ориентиры-предметы. Их воспитатель раздает каждому ребенку либо оставляет один только у себя. Это должна быть вещь, которую удобно надевать на палец, например, резинка для волос с птичкой. Также она должна соответствовать теме занятия, например, бабочка при изучении насекомых.

Обратите внимание! Наглядность не должна быть одного цвета с одеждой воспитателя, но при этом яркой, заметной, привлекающей внимание. Это может быть пальчиковая кукла или указка с прикрепленной на конце картинкой.

  • Схемы. Такое пособие подходит для занятий в старшей или подготовительной группе. В этом возрасте у детей уже развивается абстрактное мышление, и схемы помогут им понять принцип выполнения упражнения.
  • Сигнальные метки. Они помогают быстро переключить взгляд с дальнего объекта на ближний. Например, квадрат 0,5 см х 0,5 см воспитатель крепит на оконное стекло. Воспитанник детского сада 1-3 сек. смотрит на метку, а затем переводит взгляд на предмет за окном. При этом педагог просит его пояснить, что происходит с предметом. Например, с машиной: из нее вышли люди или она поехала и т. д.
Читайте также:  Глазные капли Артелак Баланс: инструкция по применению, аналоги и состав препарата

Зрительная гимнастика для дошкольников: польза

Сигнальная метка должна находится на уровне глаз ребенка

  • Офтальмологические тренажеры. Они бывают настенные либо потолочные и представляют собой цветные траектории-дорожки, по которым, например, персонажи из сказки должны «добраться» до «своего» домика. Каждый герой имеет свой цвет. Такое задание можно выполнять коллективно.
  • Индивидуальные тренажеры для глаз. Это либо контурные картинки, состоящие из нескольких элементов (например, белка, орех, лист), либо для старших дошкольников (это могут быть буквы и цифры). Ребенок держит картинку на вытянутой руке и зрительно проводит линию по контурам. Дети 3-4 лет могут помогать себе пальчиком.

Обратите внимание! В зимний период во время прогулки в качестве наглядности можно использовать снежки.

Регулярное проведение зарядки для глаз обязательно даже при здоровом зрении, так как в современном мире нагрузка на глаза не просто огромна, но и постоянно увеличивается.

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/zanyatiya-po-zritelnoj-gimnastike-detyam-v-dou

Какая существует гимнастика для глаз для дошкольников?

Зрительная гимнастика для дошкольников: польза

Здравствуйте, дорогие читатели!

Я уже неоднократно рассказывала о пользе гимнастики для глаз и делилась с вами эффективными упражнениями.

Но сегодня я хочу поговорить о наших любимых и ненаглядных детках. Им ведь тоже необходимо заниматься зарядкой для глаз. Но, к сожалению, малышам не объяснишь необходимость регулярно выполнять скучные упражнения.

Именно поэтому занятия нужно проводить в игровой форме — это развлечет ребенка и поможет ему избежать проблем со зрением. Я подскажу вам , как это сделать.

Ухудшение зрения у детей

  • Зрение – одно из пяти чувств, с помощью которых человек познает, воспринимает и исследует окружающий его мир.
  • Новорожденный младенец первое время только наблюдает за смешением теней и света.
  • [direct]

Слабое зрение – результат еще не сформировавшейся сетчатки. Ежедневно малыш получает все больше информации благодаря зрению.

Причины

Современные условия, в которых растут дети, не позволяют оградить их от вредных воздействий. Такие полезные для развития ребенка мультфильмы, развивающие компьютерные игры, телевизор – все это неотъемлемая часть жизни дошкольника.

Мы не будем говорить о вреде телевизора и компьютера, а постараемся приспособиться к сложившимся обстоятельствам. Именно в таких условиях и необходимо научиться беречь зрение.

Парадокс в том, что глаза тренируются ежедневно, но, несмотря на это, зрение может ухудшаться. Врачи уже давно трубят о том, что так называемая эпидемия заболеваний органов зрения развивается катастрофическими темпами.

Польза гимнастики для глаз

Зрительная гимнастика – замечательный помощник в борьбе за хорошее зрение.

Главной задачей гимнастики для глаз для детей-дошкольников является формирование у малышей правильного представления о том, что о зрении необходимо заботиться.

Регулярная гимнастика для глаз, так называемая физминутка, повышает работоспособность зрения, улучшает кровообращение, предупреждает развитие некоторых заболеваний глаз.

Кроме того, любой учебный материал усваивается более эффективно.

Начинать гимнастику для глаз (элементарные упражнения) необходимо уже в раннем возрасте. Пятиминутное занятие, которое годовалый ребенок воспринимает как игру, надо проводить два-три раза в день.

Самое простое – закрывание-открывание век (темно-светло), круговые вращения зрачка (ребенок наблюдает за самолетиком, кружащим перед ним в маминой руке). Когда малыш освоит эти упражнения, можно вводить более сложные.

К трем годам ребенок уже готов повторять все, о чем вы его просите. Он с удовольствием гримасничает, артикулирует.

Тренируемся с мамой

Зрительная гимнастика для дошкольников: пользаЛюбой маме под силу тренировать зрение малыша дома. К примеру, поиграйте с малышом в считалку. Подходим к окну и считаем все и всех: машины, людей, деток, кошек и собачек.

Глазками следим за тем, как они движутся. Можно наблюдать за происходящим одним глазиком, а второй закрыть рукой. Еще один вариант: смотреть в окно через бумажный лист с небольшим отверстием.

Во время прогулки полезно поиграть со светом и темнотой. Пусть малыш запомнит все, что его окружает. Затем закройте ему на минутку глазки рукой. Когда он их откроет, пусть расскажет, что за это время изменилось.

Покажите ребенку, как бабочка машет крылышками, а потом пусть он повторит эти движения взмахами ресничек, закрывая и открывая глаза.

Наблюдение за движущимся предметом – это полезно. Если в центре комнаты расположить корзину и бросать в нее мяч с метрового расстояния, то тренировка для глаз пройдет весело для всех членов семьи.

Зрительная гимнастика для дошкольников: пользаВ солнечную погоду лучшим тренажером станет обычное зеркальце, с помощью которого в комнате появится солнечный зайчик. Ребенок с удовольствием будет за ним наблюдать. Не забывайте – упражнения должны быть интересны малышу!

Зрительная гимнастика в ДОУ

Зрительная гимнастика для глаз в ДОУ (детском образовательном учреждении) может проводиться в различных формах:

  • игровая пятиминутка с разными предметами;
  • использование зрительных тренажеров (индивидуальные, потолочные, настенные);
  • гимнастика по словесной инструкции, со стихотворениями;
  • опора на схему и зрительные метки;
  • электронная гимнастика.

Если возникает необходимость, то с ребенком-дошкольником будут заниматься в индивидуальном порядке.

Источник http://womanadvice.ru/gimnastika-dlya-glaz-dlya-doshkolnikov

Гимнастика для глаз для дошкольников позволяет дать необходимый отдых глазам, предупредить нарушения, добиться улучшения зрения и даже укрепить здоровье в целом. Проводить занятия необходимо в раннем возрасте. Упражнения следует выполнять 2-3 раза за день по несколько минут.

Комплекс гимнастики составляется с учетом возраста ребенка, проводится в игровой форме. Важно, чтобы дети сами понимали необходимость выполнения упражнений и с удовольствием занимались. Не превращайте тренинги в надоедливую и скучную «обязаловку».

  1. Итак, какой должна быть гимнастика для глаз для дошкольников?
  2. Источник http://veselajashkola.ru/zdorovie-rebenka/gimnastika-dlya-glaz-dlya-doshkolnikov/

Зрительная гимнастика «Чтоб смеялся глазок»

Необходимо научиться расслабляться и снимать напряжение глаз.

Детей уже с 2-х лет надо обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем — в привычку в них играть.Необходимо регулярно выполнять комплекс специальных упражнений для глаз.

Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению работоспособности, эффективному усвоению учебного материала, активизации, упражнению и восстановлению зрения.

Зрительная гимнастика направлена на улучшение и сохранение зрения, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. «Волшебные» игры для глаз — это тренировка глазных мышц детей и успех здорового зрения в будущем.

Педагоги Солодянкина Светлана Сергеевна и Шмелева Людмила Леонидовна разработали веселый комплекс упражнений для дошкольников, с которого стоит начать приучать ребенка к гимнастике.

«Весёлая неделька” для глаз

  • Зрительная гимнастика для дошкольников: пользаПонедельник
  • Всю неделю по — порядку,
    Глазки делают зарядку.
    В понедельник, как проснутся,
    Глазки солнцу улыбнутся,
    Вниз посмотрят на траву
  • И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

  1. Вторник
  2. Во вторник часики глаза,
    Водят взгляд туда – сюда,
    Ходят влево, ходят вправо
  3. Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Среда

В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).

  • Четверг
  • По четвергам мы смотрим вдаль,
    На это времени не жаль,
    Что вблизи и что вдали
  • Глазки рассмотреть должны.
Читайте также:  Зрительная система человека: строение, функции

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).

  1. Пятница
  2. В пятницу мы не зевали
    Глаза по кругу побежали.
    Остановка, и опять
  3. В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).

  • Суббота
  • Хоть в субботу выходной,
    Мы не ленимся с тобой.
    Ищем взглядом уголки,
  • Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).

  1. Воскресенье
  2. В воскресенье будем спать,
    А потом пойдём гулять,
    Чтобы глазки закалялись
  3. Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).

Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!

Источник http://det-sad-sun.ucoz.ru/publ/zdorove_malyshej/zritelnaja_gimnastika_dlja_doshkolnikov_quot_chtob_smejalsja_glazok_quot/2-1-0-46

[direct2]

Почему важно заниматься с детьми?

Одним из приемов оздоровления ребенка является гимнастика для глаз или, как ее еще называют, офтальмологические паузы.

Гимнастика для глаз дошкольников проводится для того, чтобы предотвратить нарастающее утомление, а также для укрепления глазных мышц.

  1. Проводить гимнастику лучше в игровой форме, все это делается для того, чтобы пробудить интерес ребенка к занятиям. Как вариант — провести ее в стихотворной форме.
  2. При выполнении упражнений голова ребенка должна быть неподвижна. Еще один вариант выполнения гимнастики для глаз — по разным углам комнаты надо расположить разного размера разноцветные кружочки из картона.И в течении нескольких секунд ребенок должен смотреть поочередно по 3-4 раза на каждый кружочек. После чего закрыть глаза на 10 секунд и снова продолжить. Упражнение можно повторить 3 раза.
  3. Следующее упражнение — ребенок должен зажмурить и расслабить глаза в течении 10 секунд несколько раз подряд.
  4. Дальше ребенок должен под подбородок поставить свои руки и четыре раза смотреть вверх-вниз, после чего перерыв 10 секунд. Затем смотреть влево-вправо также четыре раза.
  5. Естественно, что польза от этих упражнений будет в том случае, если выполнять их систематически. Поэтому выделите несколько минут для здоровья глаз.

Источник http://vse-trenerovki.ru

Детские упражнения для глаз

Упражнения для глаз предназначены для укрепления глазных мышц и лечения близорукости или предупреждения её появления при зрительных нагрузках. Такое простое средство, как гимнастика, оказывается во многих случаях эффективнее лекарственных препаратов. К тому же, упражнения бесплатны, а лекарства стоят денег.

Взрослый человек понимает необходимость гимнастики, а малышу иногда тяжело объяснить, зачем уделять время не очень интересному занятию. Как же быть, если ребёнку необходимо глазами делать упражнения, а он не желает ими заниматься? Давайте попробуем превратить занятия в игру.

Игровая гимнастика

Движения глазных яблок вправо – влево, вверх – вниз, по кругу можно совместить с весёлыми стихотворениями.

Есть специально разработанные стихи, в которых мы «смотрим на травку», потом «поднимаем глазки в небо», или «бегаем глазками за стрелкой часов».

Проговаривая стишки во время гимнастики, мы не только тренируем глазные мышцы, но и развиваем малышу слуховую память.

Можно поиграть в «стрельбу глазами» ,когда вы с малышом резко двигаете глаза в неожиданную сторону и громко говорите «пиф-паф». Игра проста, но смешна и интересна.

  • Моргания и гримасы (расслабляющие упражнения) будут интересны для всех, можно устроить соревнования между членами семьи — кто смешнее скорчит гримасу, кто дольше сможет моргать.
  • Письмо носом – упражнение для мышц глаз и шеи.
  • Для игрового варианта «Буратино пишет письмо» можно сделать так: ребёнок закрывает глаза и носом в воздухе «рисует» какой-то предмет, а взрослый угадывает, что малыш нарисовал.

Перед игрой обсудите, какие предметы можно нарисовать носом в воздухе (круг, квадрат, волна), начните с более простых, потом можно перейти к сложным (домик, куст, птичка). Эта игра не только укрепляет глаза, но и развивает интуитивное понимание другого человека.

Стереокартинки для отдыха детских глаз

Зрительная гимнастика для дошкольников: польза Разглядывание стереоскопических картинок интересно уже само по себе,- это маленькое чудо, когда на ровном листе вдруг видишь объёмное изображение. Надо только подобрать стереоизображения с детской тематикой.

Для первоначального интереса будем играть в игру «Угадай, кто здесь спрятался». К набору картинок (около 5-6 штук) на следующий день добавляем 1 новую и угадываем, кто сегодня появился, кого вчера не было?

Обратите внимание, чтобы при рассматривании картинок ваш ребёнок не забывал моргать. Очень хорошо, если картинки будут на бумаге, а не на экране монитора.

Побочным эффектом этого упражнения будет развитие воображения, внимания, способности решать пространственную геометрию.

Компьютерная программа — тренировка

В ногу с современной повальной компьютеризацией врачи разработали тренировочную игровую программу «Цветок».

На экране монитора появляется изображение цветка (серединка и лепестки), в серединке размещено изображение предмета, который необходимо отыскать на лепестках среди других изображений.

Предмет показывается ограниченное время, потом вместо него появляется следующий. На усложнённых уровнях предметы появляются группами по 4 или по 7 изображений.

Природная гимнастика для детей

Зрительная гимнастика для дошкольников: пользаТакже огромную пользу для восстановления зрения принесёт ряд простых занятий, связанных с наблюдением за природными объектами. Наблюдение за птицей в полёте можно превратить в игру «Сколько голубей сидит на проводах».Наблюдения за букашечкой традиционно сопровождаются стишком «Божья коровка, полети на небо».

Необъяснимую пользу приносит наблюдение восходов и закатов в тёплое время года. Для этого надо отыскать место, с которого заход солнца будет виден. Часто таким местом оказывается берег водоёма. В научной литературе такие занятия называются «соляризация».

Источник http://www.eyecorrector.ru/upraznenija/93-gimnastika-dlya-glaz-dlya-doshkolnikov.html

Источник: https://ozrenie.com/uluchshenie-zreniya/gimnastika-dlya-doshkolnikov.html

Гимнастика для глаз дошкольников

Все статьи на Bebeshka.info » Детское здоровье

Зрительная гимнастика для дошкольников: польза11.08.16 09:00 /

Источник: https://blogs.bebeshka.info/detskoe-zdorove/gimnastika-dlya-glaz-doshkolnikov/

Польза зрительной гимнастики и физминутки

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Зрение — основной источник знаний о внешнем мире, более 90 % которой поступает через зрительный канал связи. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться — важнейшая задача родителей и педагогов.

На сегодняшний день активная жизнь детей включает в себя просмотр мультильмов, развивающие компьютерные игры, освоение навыков чтения.

Все это создает определенную нагрузку на глаза, поэтому стоит начать делать гимнастику для глаз для дошкольников – проведенная в игровой форме, она понравится малышу, кроме того, он должен воспринимать позитивно, с юных лет приучаясь заботиться о глазах. Скорые перемены – то есть уже школьные занятия – нагрузку на глаза еще и увеличат.

  • Целью проведения зрительной гимнастики — является   формирование у детей дошкольного возраста  представлений о необходимости  заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части  сохранения и укрепления здоровья
  • Зрительная гимнастика используется:
  • —  для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз
  • —  для укрепления мышц глаз
  • — для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)
  • Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день  по 3-5 минут. Гимнастика бывает:
  • 1) игровая коррекционная физминутка;
  • 2) с предметами;
  • 3) по зрительным тренажёрам;
  • 4) комплексы по словесным инструкциям.

При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. Например: «А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет крылышками бабочка».

Читайте также:  Иридина - капли для глаз: инструкция по применению и аналоги препарата

Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения гримасы, артикуляционную гимнастику.

Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек. Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются задания в стихотворной форме

Также гимнастика проводится с предметами, яркими игрушками (солнышко, птички, фигурки животных и т.д.), которые крепятся на палочке — указке  или  даются ребёнку в руку, одеваются на пальчик.

Широко используются в работе с дошкольниками таблицы-тренажеры. Они могут быть переносными и стационарными, нарисованными на стене.

Большой интерес у детей вызывают двигающиеся мини-тренажеры. Во время наблюдения за их действием дети  тренируют двигательные мышцы глаз.

 В группе необходимо разместить несколько ярких предметов, игрушек (на окне, на стене), повесить движущиеся мобили с бабочками, птичками и другими яркими фигурками, предназначенными для упражнений «взор вверх, вдаль».  Со старшими дошкольниками можно использовать комплексы в рисунках.

Работа с расположенными на стенах карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, цифры, геометрические фигуры и т.д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см).  По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т.д.

Какие упражнения будут наиболее эффективны? В первую очередь это моргание, которое помогает глазу очиститься и снять усталость. Можно использовать также пример бабочки, которая часто машет крылышками.

Следующее по популярности упражнение – «Ладошки», то есть ребенок закрывает глаза ладонями и держит их примерно полминутки. Помогает снять напряжение и усталость глаз.

Также эффективно упражнение «Филин» – сначала ребенок должен крепко зажмурить глаза, а потом их максимально широко открыть и подержать их так какое-то время.

Можно сыграть в «далеко» – «близко», когда ребенок должен переводить взгляд с предмета, расположенного рядом, в комнате, на предмет, находящийся далеко за окном.

Также можно поиграть с ребенком в «Листья», когда он должен следить глазами за падающими листочками: взгляд перемещается при неподвижной голове вправо и влево, а также вверх, затем вниз. Также очень популярно у малышей упражнение «Солнышко» – нужно как бы следить за солнцем, перемещая взгляд соответственно его движению: слева направо и вверх – вниз.

  1. Предлагаю вашему вниманию гимнастику для глаз «Дни недели»
  2. — Всю неделю по — порядку,
  3. Глазки делают зарядку.
  4. — В понедельник, как проснутся,
  5. Глазки солнцу улыбнутся,
  6. Вниз посмотрят на траву
  7. И обратно в высоту.
  8.  Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
  9. — Во вторник часики глаза,
  10. Водят взгляд туда – сюда,
  11. Ходят влево, ходят вправо
  12. Не устанут никогда.
  13.  Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
  14.   В среду в жмурки мы играем,
  15. Крепко глазки закрываем.
  16. Раз, два, три, четыре, пять,
  17. Будем глазки открывать.
  18. Жмуримся и открываем
  19. Так игру мы продолжаем.
  20.  Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения.
  21. — По четвергам мы смотрим вдаль,
  22. На это времени не жаль,
  23. Что вблизи и что вдали
  24. Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

  • — В пятницу мы не зевали
  • Глаза по кругу побежали.
  • Остановка, и опять
  • В другую сторону бежать.
  •  Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх;(совершенствует сложные движения глаз)
  •  — Хоть в субботу выходной,
  • Мы не ленимся с тобой.
  • Ищем взглядом уголки,
  • Чтобы бегали зрачки.
  •  Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)
  • — В воскресенье будем спать,
  • А потом пойдём гулять,
  • Чтобы глазки закалялись
  • Нужно воздухом дышать.
  • Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)
  • — Без гимнастики, друзья,
  • Нашим глазкам жить нельзя!

1. Проводить гимнастику лучше в игровой форме, все это делается для того, чтобы пробудить интерес ребенка к занятиям. Как вариант — провести ее в стихотворной форме.

2. При выполнении упражнений голова ребенка должна быть неподвижна.

Еще один вариант выполнения гимнастики для глаз — по разным углам комнаты надо расположить разного размера разноцветные кружочки из картона.

И в течении нескольких секунд ребенок должен смотреть поочередно по 3-4 раза на каждый кружочек. После чего закрыть глаза на 10 секунд и снова продолжить. Упражнение можно повторить 3 раза.

3. Следующее упражнение — ребенок должен зажмурить и расслабить глаза в течении 10 секунд несколько раз подряд.

4. Дальше ребенок должен под подбородок поставить свои руки и четыре раза смотреть вверх-вниз, после чего перерыв 10 секунд. Затем смотреть влево-вправо также четыре раза.

5. Естественно, что польза от этих упражнений будет в том случае, если выполнять их систематически. Поэтому выделите несколько минут для здоровья глаз.

Организация и проведение физкультминуток

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА представляет собой небольшой комплекс физических упражнений, направленных на уменьшение утомления учащихся, снятие отрицательного воздействия от длительных статистических нагрузок, активизацию их внимания и повышение способности к более эффективному восприятию материала, а также на повышение внимания, умственной работоспособности, эмоционального фона.

Кратковременные сеансы физических упражнений во время самоподготовки проводятся с целью снятия нервно-мышечного напряжения и застойных явлений, вызванных продолжительной работой.

Перерыв в работе необходим для органов зрения, слуха, мышц туловища (особенно спины) и мышц кистей.

Переключение на другой вид деятельности путем выполнения упражнений позволяет перераспределить мышечный тонус, создает предпосылки для восстановления работоспособности.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК:

Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления. Обоснованное время проведения физкультминуток является 15-20 после начала работы. Выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

Упражнения должны быть разнообразны, так как их однообразие снижает интерес к ним, а, следовательно, их результативность.Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.Длительность физкультминуток должна составлять 1-5 минут.

Каждая физкультминутка включает комплекс из 3-5 упражнений, повторяемых 4-6 раз.В случае незначительного физического и нервно-психического утомления используются упражнения их положения сидя.

При выраженном утомлении, вызванном интенсивной работой – упражнения из положения стоя, так как они вовлекают в работу больше мышечных групп и обеспечивают активное перераспределение мышечного тонуса.

Варианты проведения физкультминуток: сидя, стоя, в кругу, в шеренгах.

Именно радость и эмоциональный подъем, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений, соответствуют потребностям растущего организма.

В результате использования физкультминуток мы способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию координации движений, ловкости. Во время физкультминуток возникают неожиданные смешные истории.

Это вызывает искренний смех у детей. Непринужденная веселая атмосфера является мощнейшим терапевтическим фактором.

Источник: https://infourok.ru/polza-zritelnoy-gimnastiki-i-fizminutki-4005321.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector