Азбука Брайля для слепых: особенности шрифта, преимущества

При подготовке и в первоначальный период обучения грамоте незрячих детей необходимо использовать пособия, облегчающие усвоение рельефно-точечной системы Луи Брайля.

При этом пособия должны помогать этому процессу, а не замедлять его: использоваться разнообразные пособия в определённой системе на протяжении всего первоначального периода обучения.

Для всестороннего развития учеников и усвоения навыков ими от детей необходимо требовать, чтобы работа с пособиями всегда велась двумя руками.

Так при ознакомлении учеников с шеститочием ориентировочное представление о нём дает построение учеников в колонны по 3 пары, можно на парте выставлять фишки в определенном порядке. Позднее, при изучении букв для лучшего восприятия свойства зеркальности, можно использовать для обозначения точек буквы на письме раскладку цилиндров, а её же в позиции чтения — раскладку полушарий.

При знакомстве с базовым шеститочием, с нумерацией точек в нем при чтении и письме, со свойствами зеркальности знаков при чтении и письме по системе Брайля на начальном этапе эффективно использовать брайлевскую строку /разборную азбуку/ ,которая представляет собой деревянную колодку с 10 клетками-прямоугольниками, каждая из которых имеет по 6 отверстий, соответствующих 6 точкам шеститочия.

Азбука Брайля

Азбука Брайля для слепых: особенности шрифта, преимущества

Затем вырабатывается умение ориентироваться в шеститочии: учащиеся набирают разные комбинации точек и указывают местоположение каждой из них. Количество аналогичных упражнений определяется индивидуальными особенностями учащихся.

Увеличенный размер шеститочия и составляемых его элементов букв облегчает их восприятие нетренированным осязанием учащихся, что особенно важно в первоначальный период обучения грамоте. Такое шеститочие отчетливо воспринимается незрячими учащимися с недостаточно развитым осязанием.

Упражнения в чтении увеличенных букв способствуют их осознанному восприятию и более успешному переходу к чтению и письму шрифтом обычного размера.

Затем учащиеся знакомятся и работают с кубиком-буквой.

Азбука Брайля для слепых: особенности шрифта, преимущества

Это пособие представляет собой кубик, состоящий из 3-х крутящихся одинаковых квадратов. На одной стороне каждого квадрата имеются две точки, на двух других по одной точке и на оставшейся стороне нет ни одной точки.

Учитель предлагает учащимся обследовать данное пособие, выясняются его особенности, затем самостоятельно учащиеся составляют на пособии шеститочие .При изучении букв данное пособие используется для закрепления навыка чтения и письма определённых букв, особенно зеркальных.

Кроме этого, поворачивая квадраты нужной гранью, можно составить любой знак по системе Брайля.

Прибор «Брайлевское шеститочие» представляет собой металлическую колодку размером 5х4см. В центре этой колодки находиться прямоугольная клетка размером 18×1Омм, в которую вмонтированы шесть штифтов для изображения букв.

Азбука Брайля для слепых: особенности шрифта, преимущества

При нажиме на них грифелем концы штифтов появляются с обратной стороны прибора в виде различных сочетаний точек в пределах шести.

Один угол колодки срезан, что позволяет ученику устанавливать прибор в правильное положение как при написании /срезанный угол прибора должен находиться справа сверху/, так и при прочтении каждой отдельной буквы /срезанный угол — слева вверху/.

На обратной стороне прибора находятся небольшие выступы, на которых стоит прибор при письме. Пространство, образующееся между столом и колодкой, не препятствуют появлению буквы, выдавливаемой грифелем со стороны клетки.

Написание грифелем на приборе любой брайлевской буквы и возможность её немедленного прочтения на обратной стороне прибора создаёт благоприятные условия для понимания детьми принципа зеркальности чтения и письма по системе Брайля.

Возможность непосредственного осязательного контроля за комбинированием точек позволяет каждому ученику довольно быстро освоить способ составления изученных брайлевских букв и превращения одной буквы в другую при их накалывании и затирании.

Изучать шеститочие, буквы в системе Брайля можно на пособии «Рассыпная азбука», которая представляет собой коробку с ячейками. В каждой ячейке имеется набор металлических пластинок с изображёнными на них буквами. Каждая пластинка снабжена прорезью. Правильное положение пластинки с буквой — прорезью вниз.

Упражнения с буквами пособия содействует более осознанному и быстрому формированию целостного образа брайлевских букв, что, в свою очередь, ускоряет их узнавание при чтении и воспроизведении при письме.

На занятиях по изучению рельефно-точечного шрифта Брайля целесообразно использовать «Прибор прямого чтения».

Прибор состоит из двух частей: правая часть предназначена для письма, а левая для чтения. Правая имитирует письменный прибор и предназначается для записи текстов грифелем. Каждое поле имеет по 10 строк, каждая строка — по 16 клеток. Бумага для письма в этом приборе не требуется.

После каждого нажатия грифелем в клетке поля для письма соответствующие точки с помощью специального устройства появляются на поле для чтения, что позволяет прочитать написанную букву, слог, слово, предложение сразу же после их написания.

Это создаёт благоприятные условия для понимания зеркальности письма и чтения по системе Брайля.

Азбука Брайля для слепых: особенности шрифта, преимущества

Для письма по системе Брайля необходимы: брайлевский прибор для письма, грифель, бумага.

  Азбука Брайля для слепых: особенности шрифта, преимущества            Азбука Брайля для слепых: особенности шрифта, преимущества

Прибор для письма представляет собой две прямоугольные пластины, соединенные шарниром. Верхняя пластина представляет собой решётку из прямоугольных клеток На нижней пластине под каждой клеткой имеется шесть углублений — шеститочие.

Между пластинами прибора закладывается лист бумаги для письма. Который закрепляется с помощью четырёх штифтов, имеющихся на верхних и нижних краях прибора. Чащ в.сего используются приборы на 18 строк. В каждой строке   такого   прибора   содержится   24    клетки.

Имеются   и   другие модификации приборов.

Наряду с письменным прибором существует шестиклавишная пишущая машинка для незрячих,владение которой даёт такие преимущества незрячему, как повышенную скорость письма / в 2-4 раза/, повышается качество накола;

Азбука Брайля для слепых: особенности шрифта, преимущества

пишущая машинка позволяет сразу считывать напечатанный рельефно-точечный шрифт, исправлять его, контролировать содержание и качество текста, машинка обеспечивает единообразие мест положения точек в шеститочии при чтении и письме, а также значительное уменьшение мышечных усилий и затрат энергии со стороны незрячего. Но этот способ письма нельзя считать универсальным, т.к. он применим не везде: во-первых, машинка велика и громоздка, поэтому неудобно постоянно носить ее с собой, во-вторых она работает с шумом и может помешать окружающим, её неудобно использовать в общественных местах. Поэтому обучение системе Брайля на клавишной машинке применяется на том этапе, когда учащиеся уже в достаточной мере овладели чтением рельефно-точечных текстов и, в особенности, их записью на приборе для письма по Брайлю.

После изучения устройства машинки, учитель уточняет устройство каждого ее узла, назначения его и функционирования: учащиеся показывают, где находится станина, валик, ручки перевода строки, ограничители полей, гребёнка, прижимный обрезиненный валик, клавиши и их нумерацию в соответствии с точками шеститочия, пропускную клавишу (клавишу возврата); добивается ясного осмысления механизма получения рельефной точки на бумаге.

На следующем этапе работы учащиеся учатся правильно заправлять бумагу, устанавливать поля с помощью ограничителя, овладевают переводом рабочей зоны с одной строки на другую, учитель объясняет также назначение восьмой клавиши, с помощью которой обеспечивается возврат на 1,2,3 знака с целью их перебивки.

Затем учитель руководит освоением техники получения отдельных знаков, причём прежде всего учащиеся учатся печатать шеститочие путём одновременного нажима всех шести рабочих клавиш. После этого осваивается запись букв, клавишный рисунок которых наиболее удобен для запоминания и нажима.

Специально подобранные задания и упражнения позволяют достаточно быстро научить учащихся письму на шестиклавишной машинке.

В результате систематического, многократного выполнения заданий, упражнений с использованием дидактических средств обучения возможно успешное овладение незрячими рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля.

Источник: https://sp-vasilevichi.schools.by/pages/didakticheskie-sredstva-obuchenija-chteniju-i-pismu-po-sisteme-l-brajlja

Шрифт для слепых Брайля: особенности грамматики азбуки для незрячих, преимущества и недостатки

Азбука Брайля для слепых: особенности шрифта, преимуществаШрифт для слепых появился в результате череды удивительных событий. История появления азбуки для слепых началась во времена правления Людовика IX . Король потерпел сокрушительное поражение в очередном Крестовом походе и решил, что ему нужно изменить свою жизнь. Он стал больше времени уделять благотворительности. Благодаря этому решению в середине 13 века в Париже был открыт приют для слепых людей. Первыми жителями этого приюта были 300 рыцарей из армии короля, которые потеряли зрение в Крестовом походе.

Спустя 500 лет на одной из улиц французской столицы было разыграно театральное представление. В конце выступления актеры сняли маски и оказалось, что все они слепы. Представление поразило одного из зрителей – Валентина Гаюи.

Этот человек всерьез задумался над тем, как слепые живут в мире зрячих. Спустя несколько лет, он дал монетку слепому мальчику и тот одним касанием определил ее номинал. И лингвист Валентин Гаюи решил разработать азбуку для слепых.

В помощники и ученики он взял того самого попрошайку.

Спустя 6 месяцев, Гаюи представил мальчика комиссии Королевской академии наук и тот показал свои способности по чтению письма по деревянным буквам. Это был прототип современного шрифта для слепых.

Как появился шрифт Брайля?

Азбука Брайля для слепых: особенности шрифта, преимуществаВ начале 19 века во Франции родился Луи Брайль. Мальчик был совершенно здоров, но в возрасте 3-х лет в результате травмы он полностью лишился зрения. Однако, это не помешало мальчику получить хорошее начальное образование, позволившее ему поступить в школу Гаюи. Обучение в этом учебном заведении было недешевым. Книги были слишком дорогими и молодой Брайль стал искать пути удешевления обучения.

Однажды он узнал о работе Шарля Барбье, предлагавшего французской армии систему слепой коммуникации с помощью рельефных точек и тире, выдавленных на толстой бумаге. Предложенный вариант азбуки был слишком сложным для освоения. Но молодой человек смог разглядеть в ней перспективу.

У него возникли идеи по усовершенствованию этой азбуки. Луи Брайль понимал, что не сможет справиться с работой в одиночку и обратился за помощью к Шарлю Барбье, но получил отказ. Поэтому юноша работал над новой азбукой для слепых в свободное время. Работа заняла несколько лет.

В 1824 году директору школы Гаюи была представлена азбука Брайля. Шрифт Брайля – это алфавит из 33 букв, состоящих из двух вертикальных рядов, каждый из которых имеет по три точки. Сначала его не принимали, но уже через 30 лет он был признан официальным шрифтом для слепых во Франции, а позднее и во всем мире.

Как пользоваться шрифтом Брайля?

Азбука Брайля для слепых: особенности шрифта, преимуществаАзбука для слепых наносится на толстую бумагу унифицированными инструментами. То есть, в любой стране мира конфигурация букв, размеры и их совместное расположение остаются неизменными.

Всего в шрифте Брайля 64 символа: 63 соответствует буквам и 1 пробелу. Сегодня во всем мире пользуются расширенной системой, содержащей 255 знаков. Это объясняется тем, что число сочетаний символов ограничено.

Поэтому пришлось разработать многоклеточные символы, состоящие сразу из нескольких знаков, каждый из которых выполняет свои функции.

Из-за этого у каждого знакового сочетания может быть сразу нескольких значений.

Символы в шрифте Брайля выделяются с помощью специальных знаков, которые могут указывать на заглавные или малые буквы, математический корень, верхний и нижний индекс, курсивное или подчеркнутое начертание.

Особенности грамматики

Азбука Брайля для слепых: особенности шрифта, преимущества

  • Прописных букв не существует.
  • После запятых и тире никогда не ставятся пробелы.
  • Нет промежутка между знаком номера и число.
  • Один и тот же символ может означать сразу несколько знаков препинания.

Для устранения грамматических недочетов незрячему человеку для работы на обычном компьютере нужно пройти дополнительное обучение.

Читайте также:  Какие бывают цвета глаз: зеленые, серые, оливковые

Преимущества и недостатки азбуки для слепых

Азбука Брайля для слепых: особенности шрифта, преимущества

Преимущества шрифта Брайля

  • Простота освоения и использования.
  • Простота создания текстов.
  • Он обеспечивает возможность нормального обучения слепых людей.
  • Незрячим людям проще ориентироваться в окружающем мире.
  • Шрифт Брайля является инструментом социализации.
  • Благодаря ему незрячие люди могут заниматься наукой и полноценно работать.

Недостатки системы

  • Низкая скорость чтения.
  • Невозможность общения в реальном времени при работе с этим шрифтом.

Новые технологии и дальнейшее развитие азбуки для слепых

Азбука Брайля для слепых: особенности шрифта, преимущества

Пока внедрить эти дисплеи в широкую практику не представляется возможным. Они весят несколько килограммов и стоят не меньше 2 000 долларов.

Более перспективной выглядит идея специальной перчатки.

В ней на каждый из четырех пальцев (большой не используется) приходится по 6 надавливающих точечных элементов, которые с помощью специальной компьютерной программы могут формировать буквы шрифта Брайля.

Более того, такая перчатка будет создана, то незрячие смогут пользоваться этим инструментом не только для чтения, но и для мгновенного ввода текста.

К сожалению, до реализации этой идеи еще очень далеко.

Заключение

Система Брайля навсегда изменила жизнь незрячих людей. Да, она непроста в освоении и использовании, но она позволяет слепым не чувствовать себя зависимыми от других людей и повышает уровень жизни.

Источник: https://glaz.guru/lechenie/procedury-i-oborudovanie/shrift-dlya-slepyh-istoriya-poyavleniya-azbuki-braylya.html

Шрифт Брайля

Шрифт Брайля (англ. Braille) — рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими и плохо видящими людьми. Разработан в 1824 году французом Луи Брайлем (фр. Louis Braille), сыном сапожника.

Луи в возрасте трёх лет поранился в мастерской отца шорным ножом (подобие шила); из-за начавшегося воспаления глаз мальчик потерял зрение. В возрасте 15 лет Луи создал свой рельефно-точечный шрифт как альтернативу рельефно-линейному шрифту Валентина Гаюи, вдохновившись простотой «ночного шрифта» капитана артиллерии Шарля Барбье.

В то время «ночной шрифт» использовался военными для записи донесений, которые можно было прочесть в темноте.

Написание

Нумерация точек, образующих символ шрифта Брайля, для читающего

Азбука Брайля для слепых: особенности шрифта, преимущества Азбука Брайля для слепых: особенности шрифта, преимущества
Шеститочечная система Восьмиточечная система

Для изображения букв в шрифте Брайля используются шесть точек. Точки расположены в два столбца. При письме точки прокалываются, и поскольку читать можно только по выпуклым точкам, «писать» текст приходится с обратной стороны листа. Текст пишется справа налево, затем страница переворачивается, и текст читается слева направо.

Для читающего точки нумеруются по столбцам слева направо и по строкам сверху вниз. Для пишущего на перевёрнутой странице нумерация выглядит по иному: точка 1 находится в верхнем правом углу, под ней — точка 2, в нижнем левом углу — точка 6.

Некоторые советские тифлопедагоги продвигали систему нумерации, в которой точки 1 и 3 были переставлены местами. Такая система противоречит международным традициям.

Позднее были добавлены ещё две точки: точка 7 под точкой 3 и точка 8 под точкой 6. Такую систему стали называть расширенной системой Брайля.

Высота выпуклой точки составляет 0.5 мм, этого достаточно для распознавания точки на ощупь. Диаметр точки — 1,2 мм. Расстояние между точками — 2,5 мм, расстояние между символами — 2,3 мм по горизонтали и 3,8 мм по вертикали.

Существует множество форматов листов для печати по Брайлю, распространённость которых варьируется в зависимости от национальных традиций типографского дела. Традиционный для России и постсоветского пространства лист брайлевской книги включает в себя 25 строк по 30 или 32 знака в каждой, обладая общим размером 23 на 31 см.

Используя традиционный (шеститочечный) шрифт Брайля, можно записать 26=64 различных символа: 63 информативных и один пробел. В расширенном (восьмиточечном) шрифте Брайля — 28=256 символов: 255 информативных и один пробел.

Вследствие ограниченности количества различных комбинаций точек, часто используются:

  • многоклеточные знаки (состоящие из двух и более знаков, по отдельности имеющих свои функции);
  • дополнительные знаки (большие и малые буквы разных алфавитов, цифровой знак и т. д.).

Каждая комбинация имеет несколько значений, порой доходящих почти до десятка.

При записи символов шрифта Брайля используются особые письменные принадлежности — прибор и грифель. Из-за этого невозможно изменить размеры и начертание (жирный, полужирный, курсив) символов. Для обозначения строчных и прописных букв перед нужными буквами ставятся специальные символы.

Для изменения начертания (жирный, полужирный, курсив) текста, при записи верхнего и нижнего индекса, при записи математического корня до и после текста ставятся специальные символы: один символ ставится в начале текста, другой — в конце.

Такой способ написания похож на запись текста между тегами в языке html.

Грамматические особенности письма по Брайлю

Из-за особенностей шрифта Брайля в письме на его основе сделаны некоторые изменения правил набора текста.

В результате чего человек, обучавшийся по системе Брайля, которого также принято называть «браилистом», впоследствии может допускать ряд характерных ошибок при написании обычного текста, например, если незрячий человек будет вводить текст на адаптированном для работы без помощи зрения компьютере.

В целом можно выделить следующие отличия брайлевского письма:

  • частое игнорирование заглавных букв;
  • отсутствие знака пробела после запятой;
  • отсутствие знака пробела перед тире;
  • отсутствие пробела между знаком номера и числом;
  • использование одного и того же символа для обозначения похожих пунктуационных знаков, например, тире и дефиса, так как в Брайле существует лишь один-единственный символ подобного рода.

Без специального дополнительного обучения незрячий человек всегда допускает подобные ошибки, набирая обычный текст, так как в системе Брайля они являются стандартными правилами.

Латинские буквы и цифры

Получение 26 латинских букв из 10 цифр

a/1 b/2 c/3 d/4 e/5 f/6 g/7 h/8 i/9 j/0
k l m n o p q r s t
u v x y z w

Источник: http://braille.su/braille-font.php

Азбука Брайля

Азбука Брайля для слепых: особенности шрифта, преимущества

Азбука Брайля – это уникальная система чтения, созданная для слепых людей и тех, кто имеет серьезные проблемы со зрением. Суть шрифта заключается в том, что пациент распознает буквы и символы с помощью тактильных ощущений. Каждый знак представляет собой комбинацию точек, расположенных на гладкой поверхности. Данная методика позволяет слепым и слабовидящим людям работать и общаться с друзьями.

Как появился шрифт Брайля

Азбука Брайля для слепых: особенности шрифта, преимущества

В начале девятнадцатого века во Франции изобрели уникальный шрифт для военных. Его основное предназначение заключалось в передачи важных сведений солдатам в условиях кромешной темноты, неспроста изначально он получил название «ночное письмо». С помощью шрифта можно было прочесть послание без использования освещения, чтобы не привлекать лишний раз внимание врагов и не выдать свое местонахождение.

Изобретение представляло собой гладкую дощечку, на которую нанесены выпуклые точки. На двенадцать бугорков приходилось тридцать шесть звуков. Однако методика не прижилась, поскольку военные посчитали это слишком сложной системой.

Основателя «ночного письма» неудача не подкосила, в 1821 году он отнес свое изобретение в Королевский институт для слепых. Новацией заинтересовался Луи Брайль, но он заметил ряд минусов в шифровке. Первый и самый весомый недостаток – это невозможность что-то написать с помощью инновационной азбуки, поскольку она включает в себя только звуки.

Брайль принял решение усовершенствовать методику, объединил по шесть точек для обозначения каждого буквы из французского алфавита. В России первым изданием, созданным по уникальной системе Брайля, стала детская книжка. Она была выпущена в 1885 году.

Усовершенствованная азбука приобрела три уровня сложности, в зависимости от навыков незрячего или слабовидящего человека:

  • Для начинающих. В состав азбуки входят все звуки и знаки препинания,
  • Самый популярный вариант – это алфавит, где встречаются сокращения для экономии пространства на дощечке,
  • Реже всего можно встретить системы, в которой слова сокращены до нескольких букв или даже одного символа.

Как устроен шрифт

Общемировой алфавит для слепых представляет собой дощечку, на которой вертикально расположено шесть выпуклых точек в два ряда. Читать нужно справа налево на первом листе, на втором направление меняется.

Главный недостаток алфавита, который вызывает сложности у многих начинающих – это нумерация выпуклостей, которая идет сверху вниз. Читать необходимо сначала точки в правом столбце, затем в левом.

Этот принцип существенно усложняет процесс чтения на обратной стороне таблички.

Помимо уникального порядка расположения выпуклостей, предполагается использование определенных параметров для точек и конкретная дистанция между ними.

Источник: https://za-rozhdenie.ru/zrenie/azbuka-brajlya

Азбука Брайля для слепых: система шрифтов и письма

Азбука Брайля для слепых: особенности шрифта, преимущества

Нарушение или потерю зрения вызывают различные факторы. Врожденная слепота возникает вследствие внутриутробных заболеваний или пороков развития. Отсутствием зрения могут страдать дети и взрослые люди. Это связано с врожденной слепотой или же заболеваниями и травмой органа зрения. Причиной слепоты людей зрелого возраста могут быть сосудистые заболевания или глаукома. В последнем случае зрение может восстановиться после операции.

Незрячие люди в России, несмотря на физические ограничения, имеют возможность работать. Для этого создано общество слепых. Оно также проводит просветительскую и культурно-массовую работу среди незрячих людей. Благодаря наличию специальных книг, выполненных шрифтом Брайля и с плоским начертанием знаков, слепые люди могут научиться читать, писать, а также печатать.

Обучение незрячих пациентов

В России обучение незрячих и слабовидящих детей является обязательным. В школах учатся ученики со зрением от 0,05 до 0,2. Их обучают с применением лупы и других приемов, улучшающих зрение. Кроме того, для их обучения используют шрифт с увеличенными буквами.

В специализированных школах обучают как совершенно слепых детей, так и имеющих зрение до 0,05. Для их обучения применяют разные методы и наглядные пособия, которые акцентируют внимание на осязание и слух.

В библиотеках для незрячих людей имеются аудиоматериалы и обычные издания, а также специальные таблички со шрифтом Брайля.

В Российской государственной библиотеке для незрячих людей, которая является крупнейшем в нашей стране учреждении такого типа, есть специализированные пособия. Они представлены огромной коллекцией рельефно-объемных моделей, позволяющих людям с отсутствием зрения узнавать разные объекты и ощущать их.

Широко используются компьютерные электронные устройства. Альтернативным вариантом печатным изданиям являются аудиокниги. Они позволяют слушать инсценировки и спектакли на цифровом плеере. Также свой вклад вносят волонтеры, на специальных сайтах которых созданы свободные для прослушивания и распространения аудиокниги.

Разрабатываются и выпускаются различные устройства, которые заменяют зрение. Новым запатентованным средством кодирования и передачи сигнала является проект «Тактильное виденье» (модель визуально-замещающих аппаратов).

В этих изданиях используют русский шрифт Брайля, клавиатуру и дисплей. Они помогают незрячим людям работать с текстами, создавать и редактировать их. Информация считывается с экрана с помощью специальной программы на основе генератора речи.

Благодаря этому устройству жизнь людей, страдающих отсутствием зрения, становится более полноценной.

Система шрифта Брайля

Шрифт Брайля является специальной системой обучения чтению и письму незрячих людей. Она была разработана в 1824 году. Сын сапожника, француз Луи Брайль, в возрасте трех лет ранил глаза шилом и потерял зрение из-за воспаления. В пятнадцатилетнем возрасте он создал метод начертания и чтения букв, который впоследствии назвали именем создателя.

Шрифт Брайля для слепых отличается от линейного типа начертания знаков Валентина Гаюи. Прототипом нового шрифта для чтения стал «ночной метод», который разработал капитан артиллерии Шарль Барбье для того чтобы читать в темное время суток военные донесения.

Читайте также:  Субатрофия глазного яблока: как проявляется, лечение

Но метод Барбье имел недостаток – знаки были слишком большими, и на странице их помещалось ограниченное количество.

Благодаря шрифту Брайля незрячие люди могут научиться писать и читать. Он способствует развитию навыков грамматики, пунктуации и правописания. Слепые также имеют возможность, используя этот метод, познакомиться со сложными схемами и графиками.

Какова структура русского шрифта Брайля? Как происходит их начертание и чтение? В шрифте Брайля буквы изображаются с помощью шести точек, которые делятся ровно на два столбца. Текст вначале читается справа налево, а на следующей странице – слева направо.

При восприятии этого шрифта существует определенная сложность. Дело в том, что текст читается на обратной странице, используя выпуклости от отметок, проколотых с другой стороны. Точки в нем пронумерованы по столбикам сверху вниз.

Их читают вначале с правой, а затем с левой стороны.

Это происходит следующим образом:

  • в верхнем правом углу находится первая точка;
  • под ней идет вторая;
  • нижний правый угол занимает третья точка;
  • вверху слева располагается четвертая точка;
  • ниже ее – пятая;
  • в левом нижнем углу – шестая.

Позже, расширяя русский шрифт Брайля, под третьей точкой добавили седьмую, а под шестой – восьмую. Ячейка без прокола представляет собой определенный символ. Размеры точек, расстояния между ними и столбцами соответствуют общепринятым нормам.

Так, минимальная высота отметки, достаточная для распознавания, равна 0,5 мм. Проколы находятся на расстоянии 2,5мм один от другого. Расстояние между ячейками по горизонтали равно3,75мм, а по вертикали – 5мм.

Благодаря такой структуре незрячий человек может, распознавая знаки на ощупь, довольно быстро и легко овладеть навыками чтения.

Азбука Брайля для слепых: особенности шрифта, преимущества

Печатные листы текстов по Брайлю могут иметь разный формат. В России принято, что один листок включает 25 строчек по 30 и 32 символа. Его размер равен 23×31см.

Рельефно-точечный шрифт Брайля является для людей с потерей зрения единственным способом, с помощью которого они могут научиться писать и читать.

Конечно же, их возможности значительно расширяются, и они могут получить образование, а затем работу.

Использование шрифта Брайля

В шрифте Брайля 63 информативные символы и один пробел (шестьдесят четвертый). Расширенная система содержит 255 знаков. В ней, так же, как и в обычном шрифте, присутствует пробел.

Иногда применяют многоклеточные символы, которые состоят из нескольких знаков, имеющих по отдельности свои функции. Дополнительные символы также могут использоваться в шрифте Брайля.

Это цифры, а также заглавные и прописные буквы алфавита.

Каждое знаковое сочетание имеет несколько значений, число которых иногда превышает десяток. Шрифт Брайля наносят на бумагу специальными письменными предметами – особым грифелем и прибором.

Это является причиной того, что какие-либо изменения в выделении, конфигурации, размере, форме букв априори невозможны. Символы выделяют с помощью специальных знаков.

Их ставят перед малыми и заглавными буквами.

Если в наличии имеются шрифты разных типов, то эти знаки устанавливают как до, так и после выделяемых слов или частей предложения. Верхний и нижний индекс, а также математический корень выделяется символом с обеих сторон. Для того чтобы создать текст или его часть курсивным начертанием, его помещают между условными тегами (специальными отметками).

В плане своего построения шрифт Брайля является особенным. При его применении меняются некоторые грамматические нормы. Вследствие этого человек, обучившийся шрифту Брайля, при работе на неадаптированном к потребностям незрячих пользователей компьютере будет допускать грамматические ошибки.

Это случается по той причине, что, например, в шрифте Брайля игнорируется прописная буква, после запятой и перед тире не ставится пробел, отсутствует промежуток, который отделяет число и знак номера, а также для схожих символов (дефис и тире) применяется одно и то же обозначение.

Для того чтобы незрячий человек не допускал ошибок, ему дополнительно необходимо пройти специальное обучение.

Шрифт Брайля при помощи различной комбинации точек в одной клетке воспроизводит алфавитные, цифровые и музыкальные символы.

Эта система позволяет писать слова и буквы иностранного алфавита, математические и компьютерные символы, а также уравнения.

Шрифт Брайля является эффективным средством, развивающим незрячим людям навыки пунктуации, грамматики и правописания. Эта система доступно и просто описывает схемы и графики, которые очень сложно описать устно.

После того, как незрячий ребенок освоит шрифт Брайля, он может начать знакомиться с компьютером со специальным дисплеем и начать работать на особом принтере. Текст нужно читать указательным пальцем одной или обеих рук. Его воспринимают на ощупь и быстро понимают благодаря компактности и легкости знаков.

Предназначение этого пособия – обучить в домашних условиях людей, имеющих хорошее зрение. Это позволит общаться с невидящими членами семьи, оставлять им номер телефона или писать записки. Важным также является то, что зрячие люди смогут обучиться читать то, что им напишет тот, кто обучался по системе Брайля. У них появится возможность общаться без посредников.

Данное руководство может быть успешно использовано учителями школ и реабилитологами.

Как печатают шрифтом Брайля

Для того чтобы создать источник информации шрифтом Брайля, нужны прибор и грифель, а также печатная машинка. Между двух пластмассовых или металлических пластинок приспособления вкладывается лист бумаги, который ими же зажимается.

В верхней части есть ряды прямоугольных окон, а в нижней – углубление, соответствующее каждому окну. Ячейка пластинки аналогична ячейке шрифта Брайля. Знак образуется по причине давления на бумагу грифеля.

При сдавливании углубления в нижней пластине выдают определенные символы. Печать записи производится справа налево, по той причине, что воспроизводимый текст будет расположен на другой стороне листа.

Столбик с цифрами 1, 2 и 3 располагается с правой стороны, а с цифрами 4, 5 и 6 – с левой. Брайлевская печатная машинка имеет шесть клавиш, которые соответствуют шести точкам в ячейке.

В печатной машинке для перевода строки имеется ручка вала, а также «пробел» и «возврат назад». На клавиши, с помощью которых формируется знак, следует нажимать одновременно. Таким образом, при каждом надавливании печатается буква. По правой и левой стороне от «пробела» расположены по три клавиши.

Как же осуществляются нажатия? Указательным пальцем левой руки надавливают на клавишу, расположенную слева от «пробела». Это точка 1. Средним пальцем этой же руки нажимают на центральную клавишу, которая следует за клавишей, соответствующей точке 1. Так осуществляют начертание точки 2. Безымянным пальцем нажимают на последнюю клавишу, которая соответствует точке 3.

Пальцами правой руки нажимают на клавиши, расположенные с противоположной стороны. Рядом с пробелом находится клавиша, которая соответствует точке 4. За ней находится клавиша, соответствующая точке 5.

На нее рекомендуется нажимать средним пальцем. Точке 6 соответствует последняя клавиша, на которую нажимают безымянным пальцем. При начертании следует задействовать обе руки. «Пробел» ставят большим пальцем.

Текст, напечатанный на машинке, можно читать, не переворачивая лист бумаги.

Для того чтобы освоить систему Брайля, необходимо приложить определенные усилия. Но это не пустое занятие. Проявив усердие, можно достичь хороших результатов. Главное –стремиться к поставленной цели.

Источник: https://mosglaz.ru/blog/item/1774-azbuka-brajlya-dlya-slepykh.html

Система (азбука) Брайля для слепых: письмо и шрифты

Слепотой называют состояние, которое возникает вследствие полной потери зрения на оба глаза. Человек перестает не только видеть, но и ощущать свет. Это приводит к потере возможности ориентироваться в окружающем пространстве (бытовая слепота) и неспособности выполнять работу даже при помощи оптических приборов (профессиональная слепота).

Причины слепоты

Нарушение или полная потеря зрения, как правило, вызваны разными факторами. К ним относят внутриутробные заболевания и пороки развития плода, которые приводят к врожденной слепоте новорожденных.

Потерю зрения у детей и взрослых до 50-ти лет обычно вызывают заболевания и травмы глаз. У лиц старшего возраста слепота нередко наступает вследствие сосудистых патологий органа зрения, возникновения глаукомы.

В последнем случае, возвращению зрения способна помочь хирургическая пересадка роговицы.

Обучение и трудоустройство инвалидов

Даже имея физические ограничения, в России незрячие люди имеют возможность обучаться разным профессиям и проявлять себя на разных должностях.

Их трудоустройство, является обязанностью Общества слепых, которое в том числе, ведет культурно-массовую и просветительскую работу в среде людей, имеющих ограничения по зрению.

Административные центры Общества слепых находятся во всех крупных городах страны. На них же возложена обязанность обучения и профориентации слепых и слабовидящих граждан.

Получение среднего образования слабовидящими и слепыми детьми, в России является обязательным. При этом, обычные общеобразовательные школы принимают учеников с остаточным зрением. Для их обучения применяются лупы и увеличивающие устройства, а также прочие приемы дающие возможность ребенку усвоить учебный материал.

Детей со зрением менее 0,05 и совершенно слепых, берут в специализированные школы, где обучение проходит с применением наглядных пособий и методов преподавания, акцентированных на слух и осязание ребенка. Библиотеки для слабовидящих и незрячих укомплектованы аудио- и обычными изданиями, специальными таблички со шрифтом Брайля.

Так в крупнейшем просветительском учреждении подобного типа, Российской государственной библиотеке для слепых, собраны специализированные пособия.

К ним относятся не только вышеупомянутые издания, но и большая коллекция специальных рельефно-объемных моделей, позволяющих людям с ограничениями по зрению, получать тактильную информацию о разных объектах, ощупывая их.

Применение компьютерных электронных устройств

Альтернативой печатным изданиям для слабовидящих, сегодня стали аудиокниги. Они помогают узнавать о произведениях известных авторов, прослушивать их инсценировки и даже спектакли.

Особый вклад в создание аудиокниг вносят волонтеры, создающие эти аудиокниги на специальных сайтах и распространяющие их среди широких масс. Сегодня разрабатывается и выпускается масса электронных устройств, помогающих при отсутствии зрение.

Так новым, запатентованным средством кодировки и передачи сигнала стала модель визуально-замещающих устройств проекта «Тактильное виденье».

Работать с текстами инвалидам по зрению помогают специальные приспособления для электронных устройств — клавиатура со шрифтом Брайля и дисплей, имеющий генератор человеческой речи, помогающий считывать информацию с экрана. Все это делает жизнь незрячих людей более полноценной и насыщенной, помогает адаптироваться в социуме.

Шрифт Брайля

Шрифт Брайля представляет собой специальную систему для обучения незрячих чтению и письму. Она была разработана французом Луи Брайлем в 1824 году.

Будучи сыном сапожника Брайль потерял зрение в трехлетнем возрасте после ранения глаза шилом. В пятнадцать, он создал метод начертания букв и их чтения слепыми людьми, который в последствии назвали его именем. К его разработке, мальчика подтолкнуло знакомство с «ночным методом» — способом шифрования военных донесений, автором которого был капитан артиллерии Шарль Барбье.

Шрифт Брайля имел значительные отличия от типа линейного написания знаков, созданного Валентином Гаюи. Изучение его, помогает слепым людям научиться писать и читать. Данный метод, также развивает навыки правописания, грамматики, пунктуации. Позволяет незрячим и слабовидящим разбирать графики и сложные схемы.

Структура шрифта

Буквы шрифта Брайля изображаются посредством шести точек, разделенных на два столбца. Читают текст справа налево, и наоборот слева направо на следующей странице.

Для восприятия шрифта Брайля существует определенная сложность. Она заключается в прочтении текста по обратной стороне листа используя выпуклости проколотых отметок.

Читайте также:  Саркоидоз глаз: симптомы, диагностика и лечение

Точки имеют нумерацию, идущую по столбикам сверху вниз и читаются сперва с правой, после с левой стороны.

Как это происходит? В верхнем правом углу помещается точка 1. Под ней помещается 2. В нижнем правом углу расположена 3. Вверху слева — 4, под ней внизу — 5, в нижнем левом углу — 6.

Когда-то, тифлопедагоги вносили предложение поменять местами цифры 1 и 3, однако, их предложение не поддержали. Позже, расширяя русский шрифт Брайля, была добавлена цифры: 7 под 3, а также 8 под 6.

При этом, ячейка без прокола, также представляет собой определенный символ.

Издавна сложились определенные нормы размеров точек, расстояний между ними, расстояний между столбцами. Достаточная для распознавания минимальная высота отметки — 0,5 мм, промежутки между проколами составляют 2,5 мм. Расстояние между ячейками по горизонтали составляет 5 мм, по вертикали — 3,75 мм.

Подобная структура дает возможность быстро и легко овладеть навыками чтения, на ощупь распознавая знаки. Печатные листы с текстами по Брайлю могут иметь разные форматы. Однако, традиционным для России, принято считать лист, включающий двадцать пять строчек, с тридцатью и тридцатью двумя символами в каждой.

Общий размер листа, при этом, составляет 23х31 сантиметр.

Для слепых людей, брайлевский рельефно-точечный шрифт – это единственный способ научиться читать и писать, получить достойное образование и дальнейшее трудоустройство.

Как работает система

Шрифт Брайля состоит из 63 информативных символов и 64-го пробела. В расширенной системе содержится 255 знаков. Кроме того, как и в обычной, в ней, присутствует пробел.

В связи с тем, что общее число сочетаний точек ограничено, зачастую применяются многоклеточные символы, состоящие из нескольких знаков, с различными функциями.

Могут применяться также и дополнительные символы – прописные и заглавные буквы, цифры. Каждое сочетание знаков может иметь до десяти значений и более.

Для нанесения на бумагу шрифта Брайля существуют определенные инструменты. По этой причине любые изменения в конфигурации, размере, форме и выделении букв невозможны.

Для выделения символов принято применять специальные знаки, которые ставят перед заглавными или прописными буквами.

Если применяются разные типы шрифтов, такие знаки устанавливают до и после слов и частей предложения, которые нужно выделить.

Для написания текста либо его части курсивом, их помещают между определенными отметками — условными тегами. При этом, прослеживается некое сходство с системой html, где также применяют теги.

Грамматические особенности

В плане построения предложений, шрифт Брайля тоже имеет характерные особенности — изменение некоторых грамматических норм. В этой связи, научившийся писать по этой системе незрячий человек («браилист»), станет допускать ошибки, работая на обычном компьютере. Так шрифт Брайля, отличен от обычного в следующем:

  • Прописная буква игнорируется;
  • Перед тире и после запятой пробел не ставится;
  • Промежуток, отделяющий знак номера от числа отсутствует;
  • Для схожих символов применяется одно обозначение (тире и дефис — один знак препинания).

Подобные грамматические «ляпы» для письма Брайля являются нормой. И незрячий человек станет их допускать, если не пройдет дополнительное обучение.

Значение символов

Различные сочетания точек в клетке воспроизводит при брайлевском письме различные буквенные, цифровые и музыкальные символы.

Они могут применяться для написания иностранных букв и слов, компьютерных или математических символов и уравнений.

Шрифт Брайля, является эффективным средством для развития навыков грамматики, пунктуации и правописания у незрячих людей. С помощью этой системы легко описывать графики и схемы, с трудом поддающиеся устному описанию.

Способ письма

Как уже указывалось выше, Брайль придумал для незрячих людей способ тактильного чтения. Данный принцип получения информации построен на совокупности 6-ти отметок (ячеек). Они располагаются в два ряда и имеют по три знака в каждом ряду.

Расположенные в разном порядке внутри ячейки точки, образуют смысловые единицы. Следуют в специальном порядке и знаки: 1, 2, 3 – слева и сверху вниз, 4, 5, 6 — в правом столбце так же.

1 * * 4 2 * * 5 3 * * 6 – по такому принципу и формируется шрифт Брайля.

Технология обучения письму

Брайлевский прибор, грифель или печатная машинка – это основные элементы, необходимые при письме для слепых.

Между двумя металлическими либо пластмассовыми пластинами приспособления, вкладывается лист бумаги и зажимается ими.

На верхней части пластины имеют ряды прямоугольных окон, нижняя часть имеет углубление, соответствующее каждому окну. Ячейки пластинок аналогичны брайлевским ячейкам.

Знаки образуются под давлением грифеля на бумагу. При сдавливании, углубления нижней пластины выдают определенные символы. Текст пишется справа налево, так как его воспроизведение будет на обратной стороне листа.

Брайлевская печатная машинка включает шесть клавиш, соответствующих шести точкам в ячейке. Здесь же присутствует ручка вала, которой переводят строки, делают «возврат назад» или «пробел».

Если знак формируется с помощью нескольких клавиш, на них нажимают одновременно. Каждое надавливание, таким образом соответствует букве. По левой и правой сторонам от «пробела» предусмотрены три клавиши – это цифры.

Как же осуществляется письмо?

В соответствии с техникой письма, указательный палец левой руки нажимает слева на клавишу находящуюся рядом с «пробелом». Это точка — 1. Средним пальцем этой руки можно написать точку 2, для чего просто нажать центральную клавишу, следующую за клавишей точки 1.

Нажав безымянным пальцем на последнюю клавишу, получим точку 3. С противоположной стороны, на соответствующие клавиши «4», «5», «6», должны нажимать пальцы правой руки. «Пробел» ставят большим пальцем. Таким образом, при письме задействованы обе руки. Текст, напечатанный на машинке, можно прочесть, не переворачивая бумажный лист.

Заключение

Конечно, для освоения системы Брайля требуется приложение некоторых усилий. К примеру, поставленная не в том месте по невнимательности отметка, способна изменить цифры номера телефона и пр. Однако, силы не будут потрачены впустую. Шрифт Брайля поможет в достижении высоких результатов адаптации в социуме.

Обратившись в Московскую Глазную Клинику, каждый пациент может быть уверен, что за результаты хирургического вмешательства будут ответственны высококвалифицированные рефракционные хирурги – одни из лучших российских специалистов в данной области.

Уверенности в правильном выборе, безусловно, прибавит высокая репутация клиники и тысячи благодарных пациентов.

Источник: https://mgkl.ru/patient/stati/azbuka-braila

Азбука Брайля

Азбука Брайля — азбука для незрячих или плохо видящих людей, построена с использованием тактильного шрифта. Азбуку Брайля называют также алфавитом Брайля, шрифтом Брайля.

Идея заключается в кодировании букв и других символов на гладкой поверхности с помощью выпуклых точек, расположенных на определённых позициях. Для каждой буквы выделяется шесть позиций — две колонки по три позиции в каждой.

Наличие или отсутствие точки в той или иной позиции и задаёт код буквы. Незрячие люди трогают поверхность пальцами и «считывают» буквы.

Для людей с проблемами зрения алфавит Брайля, состоящий из рельефно-точечного шрифта, является единственной возможностью получить образование и полноценно участвовать в жизни общества. Незрячих людей обучают «слепому» чтению тифлопедагоги.

Русский алфавит Брайля

Шрифтом Брайля кодируются алфавиты разных языков, в том числе русского языка. Ниже показан русский алфавит в представлении кодами Брайля.

Скачать и распечатать азбуку Брайля:

Азбука Брайля для слепых: особенности шрифта, преимущества

История создания шрифта

В начале 19-го века был изобретен шрифт для военных нужд с целью передачи данных в полной темноте. Изначально его условно называли «ночное письмо».

Это было необходимо для того, чтобы в ночное время не привлекать противника отблесками света при получении распоряжений командования.

«Ночное письмо» состояло из выпуклых точек, где на 12 выпуклостей приходилось 36 звуков. Военным это показалось слишком сложным, и метод не прижился.

Но его основатель, французский офицер-артиллерист, не остановился на этом и в 1821 году отправился со своими новациями в Королевский институт слепых, где Луи Брайль заинтересовался изобретением. но отметил некоторые недостатки.

Первый существенный недостаток, как посчитал Брайль, исключал возможность орфографического написания, так как наборы точек обозначали только звуки.

Ко второму недостатку он отнес несоразмерность точек пучкам пальцев руки, которая вынуждала читающего передвигать пальцы для ощупывания следующих выпуклостей из знака, что усложняло чтение.

Брайль усовершенствовал азбуку для незрячих, скомпоновав по 6 выпуклостей для каждой отдельной буквы французского алфавита. Первой печатной книгой по Брайлю стала «История Франции» в 1837 году, а первой в России по этой системе стала детская книга для слепых уже в 1885-м. Современная азбука Брайля служит для слепых людей отдельной системой письма.

Усовершенствованная со временем азбука приобрела три уровня шрифта, которыми пользуются незрячие читатели, обладающие определенные знаниями и навыками чтения. К таковым относятся:

  • шрифт для начинающих, который содержит все звуки и знаки препинания;
  • широко используемый шрифт, в котором предусмотрены условные сокращения для экономии места;
  • редко встречающийся шрифт, в котором сокращаются слова до уровня нескольких букв или просто символов.

Как устроен шрифт

Буквы в общепризнанной системе представляют собой шесть выпуклостей в два вертикальных ряда. Чтение происходит справа налево на первой странице и наоборот на следующей. Неудобство заключается и в том, что нумерация точек идет сверху вниз, а читаются сначала точки в столбце справа, затем в левом. На обратной стороне листа этот принцип усложняет процесс чтения.

Кроме порядка расположения выпуклых точек система Брайля предполагает и определенные их размеры, а также расстояние между точками. Минимальная высота отметки не должна быть менее полусантиметра, расстояние от протокола до протокола равно двум с половиной миллиметрам, горизонтальное — пять миллиметров. Эти нормы позволяют быстро и без особых затруднений освоить навыки чтения незрячим.

Особенности грамматики

Предложения при письме по Брайлю имеют определенные особенности шрифта, нарушающие общепринятые нормы грамматики. К таким особенностям относятся следующие моменты:

  • прописные буквы не учитываются;
  • отсутствует пробел после запятой и перед тире;
  • тире и дефис обозначаются одинаково.

Если незрячему человеку предстоит набирать тексты на компьютере, то во избежание ошибок с перечисленными моментами ему придется пройти специальную подготовку.

Преимущества и недостатки

Как и любой метод чтения и письма система Брайля имеет преимущества и недостатки. Если говорить о достоинствах шрифта, то их гораздо больше:

  • легко освоить и использовать;
  • просто создавать тексты;
  • возможность для незрячего получить образование;
  • возможность общаться с людьми на расстоянии;
  • повышение самооценки слепого благодаря получаемой информации;
  • возможность заниматься общественно полезной работой;
  • возможность получить работу.

К недостаткам можно отнести:

  • объемность письменных материалов;
  • невысокую скорость чтения;
  • недоступность общения онлайн.

Возможности использования

Прогресс не стоит на месте. Проблема слепоты задевает многие семьи, в которых сталкиваются с врожденными аномалиями, а также травматической потерей зрения родственников. Этот факт подталкивает исследователей и ученых к созданию приборов, облегчающих жизнь таким людям.

Примером такой работы служат разработки устройств, позволяющих незрячим людям пользоваться компьютером. В этой области уже есть некоторые достижения.

Например, созданы экспериментальные дисплеи, позволяющие «считывать» пальцами на экране тексты. К сожалению, в массовое производство их пока запустить не удается из-за больших габаритов и высокой стоимости.

Есть другая более перспективная идея — электронная перчатка, которая находится на стадии разработки.

Источник: https://alphabetonline.ru/braylya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector