Нарушение зрения: причины, классификация, симптомы

С помощью зрения, которое является для человека одним из чувств восприятия, происходит получение информации о предметах, их внешних свойствах и расположении в окружающем пространстве. Это жизненно необходимо для каждого из нас. Однако хорошее зрение особенно важно для маленького человека. Ведь развитие детей с нарушением зрения не может быть полноценным.

Причины патологии

  • Нарушения в функционировании системы зрения могут быть:
  • — наследственными;
  • — врожденными;
  • — приобретенными.

Нарушение зрения: причины, классификация, симптомы

Однако такая классификация является весьма условной. Ту или иную патологию нередко можно отнести сразу к трем видам. К примеру, миопия (близорукость) нередко передается от родителей по наследству. Однако возникнуть она может и в период внутриутробного развития, а также во время ускоренного роста глазного яблока.

Причины нарушения зрения иногда кроются в различных заболеваниях. Это патологии сердца и сосудов, ЛОР-органов и почек, легких и центральной нервной системы.

Различные виды нарушения зрения возникают при сбоях в эндокринной системе и при болезнях крови, при авитаминозах и отклонениях в течении обменных процессов в организме.

Нередко страдает это важное чувство восприятия от инфекционных недугов, таких, как скарлатина и коклюш, корь и ветрянка, дизентерия, дифтерия и т.д.

Причины нарушения зрения у детей кроются в их избирательности к еде. Родители прекрасно знают, что одним малышам бесполезно давать мясо, а другие отказываются от любых молочных продуктов. Неполноценное питание негативно отражается на функционировании зрительного нерва.

Происходят различные нарушения зрения. Это объясняется сбоями в процессе передачи нервных импульсов. В итоге ребенок начинает хуже видеть. Однако многие родители просто не догадываются об истинных причинах возникшей патологии.

Они продолжают потакать своему чаду в его гастрономических пристрастиях.

Нарушение зрения: причины, классификация, симптомы

Нарушения зрения стоит ждать и от яркого света. Если ребенок часто смотрит на вспышки фотокамер и на яркое солнышко, то у него происходит поражение сетчатки глаза. При уменьшении площади ее здоровых участков орган зрения все хуже отображает увиденные предметы.

Именно поэтому при приближении летнего сезона не забудьте купить солнечные очки для своего малыша. Только стоит иметь в виду, что данный аксессуар должен быть изготовлен с применением качественного стекла, не искажающего картину окружающего мира.

В противном случае такие очки навредят зрению значительно больше, чем лучи яркого солнца.

Нарушение зрения: причины, классификация, симптомы

Негативное влияние на детей оказывают стрессы. Они также вызывают различные нарушения зрения. Вредны для глаз постоянные игры на компьютере и на телефоне, длительный просмотр телевизора и многое другое.

Виды нарушения зрительного восприятия у детей

  1. Малыши чаще всего страдают от таких проблем:
  2. — близорукости;
  3. — дальнозоркости;
  4. — астигматизма;
  5. — амблиопии;
  6. — косоглазия;
  7. — поражений сетчатки глаза;
  8. — опущения верхнего века (птоза);

— нарушения зрения в результате полученных травм, воспалительных процессов и т.д.

Аномалии рефракции

Ухудшение зрения у детей чаще всего наблюдается при нарушениях преломления в глазу лучей света. Это такие аномалии рефракции, как близорукость (миопия), дальнозоркость (гиперметропия) и астигматизм. Как правило, все указанные заболевания относятся к наследственным.

Однако стоит помнить, что от родителей передается не сама патология, а лишь предрасположенность к ней.

Именно поэтому при наличии таких предпосылок стоит внимательно отнестись к зрению своего чада уже с раннего возраста, применяя профилактические меры для недопущения ухудшения зрительного восприятия.

Нарушение зрения: причины, классификация, симптомы

Причиной близорукости может стать увеличенный размер глазного яблока. Такая патология нередко возникает у детей от 5 до 10 лет. Это период их бурного роста. В дальнейшем близорукость постепенно нарастает до окончательного формирования размера глаза (как правило, до 18 лет).

Что касается астигматизма, то его появление провоцирует неравномерный рост органа зрения. В таком случае роговица имеет не круглый, как обычно, а овальный вид.

Причина астигматизма может крыться и в неправильной форме самого хрусталика, а также возникать после травмирования глаза. В таком случае лучи света будут преломляться под различными углами и без фокусировки на сетчатке.

Это приводит к тому, что одни линии ребенок видит достаточно четко, а другие — размыто.

Амблиопия

Эта патология может возникнуть у детей при дальнозоркости и косоглазии, астигматизме и птозе. Амблиопией называют такое явление, при котором невозможно улучшить зрение при помощи линз.

Дело в том, что при нормальном функционировании сетчатки образующиеся от воздействия света импульсы поступают в головной мозг по каналу зрительного нерва. Амблиопия представляет собой такое явление, когда данное раздражение попросту не возникает.

Следовательно, головной мозг никакой информации получать не будет даже в том случае, если надеты очки.

Аккомодация

Это важное свойство глаза. Аккомодация является способностью хрусталика менять кривизну. Именно благодаря этой функции глаз прекрасно видит предметы, расположенные на различных расстояниях.

Дети с нарушением зрения страдают от спазма аккомодации. Они внезапно перестают хорошо видеть объекты, находящиеся на далеком расстоянии.

При этом то, что расположено вблизи, они продолжают воспринимать, как и прежде.

Нарушение зрения: причины, классификация, симптомы

Такое явление может быть связано с повышением нервной возбудимости, с вегето-сосудистой дистонией или с несоблюдением основных правил гигиены глаз.

Влияние плохого зрения на развитие ребенка

Малыши, для которых окружающий мир предстает в нечетких очертаниях, как правило, мало двигаются. Это приводит к появлению плоскостопия и нарушениям осанки. Кроме того, ухудшается деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Дети с нарушением зрения познают окружающий их мир в основном при помощи осязания и слуха. Именно поэтому о всех предметах у них формируется отличное от обычного представление. Страдает и качество образов.

Нарушение зрения: причины, классификация, симптомы

Дети с нарушением зрения развиваются намного медленнее своих сверстников. Это, в свою очередь, негативно влияет на формирование воображения и речи.

Родители должны знать особенности детей с нарушением зрения. Это позволит правильно поступить в той или иной ситуации для того, чтобы ребенок нормально развивался и смог без особых трудностей адаптироваться к жизни.

Как помочь малышу познать мир?

Дошкольники с нарушением зрения способны воссоздать истинную картину окружающих их предметов только с помощью взрослого человека. Имеющаяся патология затрудняет получение целостного восприятия объекта и искажает его качественную характеристику.

Родители и воспитатели дошкольников должны создавать необходимые условия для познавательной деятельности детей, закрепляя при этом результат лечебно-профилактической работы.

Знакомство с окружающим миром для таких малышей строится на основе детального изучения всех предметов, их свойств и взаимосвязей.

При этом вся работа должна проводиться в комплексе с принятием лечебных и профилактических мер по восстановлению зрения.

Как избежать патологии?

Профилактика нарушения зрения является одной из важнейших задач родителей, заботящихся о здоровье и нормальном развитии своего чада. Чем раньше эти меры начнут приниматься, тем больше вероятности того, что ребенок сможет хорошо видеть как можно дольше.

Нарушение зрения: причины, классификация, симптомы

Профилактика нарушения зрения у детей представляет собой выполнение довольно простых рекомендаций:

  1. Дозировать нагрузки по выполнению домашних заданий. Например, писать или читать ребенку необходимо лишь 15-20 минут подряд, а затем делать перерыв от пяти до десяти минут, в течение которого необходимо просто смотреть вдаль. Работа в сочетании со взглядом в окно тренирует зрение не только детей, но и взрослых.
  2. Добиваться качественного освещения рабочего места. Это важное условие принятия профилактических мер для улучшения зрения у детей. Лампа должна равномерно освещать стол, но лучше всего, если занятия будут проводиться днем. Солнечный свет очень полезен для глаз.
  3. Сохранить зрение поможет и свежий воздух. Ребенок должен совершать ежедневные прогулки, минимальная длительность которых составляет 1,5-2 часа. Причем надо следить за тем, чтобы на улице он бегал и гулял, а не сидел на лавочке.
  4. Действенной мерой профилактики послужит прием витаминов. Препараты детям рекомендуется давать только после консультации с врачом. Для глаз необходимы витамины С, А, группы В, средства, в составе которых имеется черника или клюква. Полезны для зрения овощи, а также фрукты, имеющие оранжевый цвет, листовая зелень и витаминные чаи с плодами черной смородины, облепихи, рябины и калины.
  5. Хорошее зрение ребенку сохранит ограничение времени работы за компьютером и просмотра телепередач. Дети до двух лет вообще не должны смотреть телевизор.
  6. Среди профилактических мер ухудшения зрения находится обеспечение полноценного питания. В меню ребенка должны находиться яйца и мясо, сливочное масло, орехи и рыба. Важно также соблюдать питьевой режим.
  7. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не тер глазки грязными руками. Это позволит не допустить проникновения инфекции в органы зрения.
  8. Важным пунктом профилактических мер является выполнение специальных упражнений для глаз.

Источник: https://www.syl.ru/article/176557/new_profilaktika-narusheniya-zreniya-prichinyi-narusheniya-zreniya

Нарушение зрения: классификация

Комментариев:

Рейтинг: 77

Человек природой наделен пятью чувствами, которые позволяют ему познавать окружающий мир. Нарушение зрения частично лишает его такой возможности. В зависимости от его характера может быть потеря четкости восприятия, цветности изображения, в каких-то случаях человек не видит ничего. Слабовидящие люди в наше время — это не редкость, и с этим нужно что-то делать.

Нарушение зрения: причины, классификация, симптомы

Проблемы со зрением у многих начинаются уже с детства, в связи с чем возникает потребность в проведении профилактических мероприятий и своевременном принятии мер, чтобы не допустить нежелательных последствий. Дети с нарушением зрения часто зажаты, нерешительны, их успеваемость в школе заметно снижается.

Нарушение зрения: причины, классификация, симптомы

  • Офтальмовит-f капсулы для здоровья глаз помогают при дакриоцистите и проблемах с сетчаткой глаза;
  • Повышают остроту, зоркость и четкость зрения;
  • Улучшает движение крови по сосудам, активизируются зрительные функции, оказывается положительное воздействие при хориоретинопатии;
  • Сертификация: Good Manufacturing Practice (GMP).

Основные виды нарушений

Наиболее распространены следующие виды нарушения зрения:

  1. Нарушение зрения: причины, классификация, симптомыМиопия (близорукость), Фокусирование изображения происходит перед сетчаткой глаза, а не на ней, как это должно быть в норме. Нечеткая картинка возникает при отдалении предметов.
  2. Гиперметропия (дальнозоркость). Фокусирование осуществляется за сетчаткой, из-за чего размытыми становятся близко расположенные предметы. Глазной хрусталик ребенка достаточно подвижен и стремится нейтрализовать проблему. Из-за прилагаемых усилий по обеспечению одинаково четкого восприятия как отдаленных предметов, так и приближенных глаза быстро переутомляются, возможно развитие косоглазия.
  3. Стробизм (косоглазие) — это состояние глаз, при котором они имеют разные направления взгляда, сфокусироваться на одном предмете невозможно.
  4. Астигматизм (дефокусировка) появляется в результате изменения формы роговицы глаза. У взрослых и детей с нарушением зрения такого рода четкость изображения неоднородна. Даже если один предмет видно четко, соседний может быть размытым.
  5. Стокомы (изменения поля зрения) — дефекты, имеющие место на участке ограниченного размера. При нарушении полей зрения на изображении могут появляться небольшие пятна или тени. Выявление дефекта может производиться специализированными методами, больной может ничего о нем не подозревать.
  6. Амбиопия (затуманенное зрение). Корректировка ослабленного зрения не достигается полностью применением только очков.
  7. Дальтонизм (нарушение цветового зрения). Реакция на цвет происходит, но идентифицировать какой-то конкретный бывает очень затруднительно.
  8. Синдром Терии — поражение сетчатки глаза, возникающее в ряде случаев в первые дни жизни у недоношенных детей при изменениях, происходящих в сосудах кровоснабжения, расположенных на глазном яблоке. Еще не до конца сформировавшийся глаз чутко реагирует на подобные преобразования, в результате чего зрение может быть испорчено на всю оставшуюся жизнь.
  9. Куриная слепота (нарушение сумеречного зрения). Восприятие предметов резко нарушается с наступлением сумерек.
  10. Конъюнктивит (воспаление глаза) сопровождается гнойными выделениями, повышенной раздражительностью слизистой глаза и слезоточивостью.
  11. Птоз (опущение века). При этом дефекте наблюдается полное или частичное опущение века. Справиться с ним обычно можно применением медикаментозной терапии, но в некоторых случаях без хирургического вмешательства не обойтись.

Эта классификация нарушений неполная, в ней перечислены дефекты, которые встретить в жизни можно с достаточно большой вероятностью. Глаза также могут быть травмированы при занятиях активными видами спорта и в различных бытовых ситуациях.

Источник: https://zdorovyeglaza.ru/uluchshenie/narushenie-zreniya.html

Нарушение зрения: причины и профилактика

Нарушение зрения: причины, классификация, симптомыС помощью зрения, которое является для человека одним из чувств восприятия, происходит получение информации о предметах, их внешних свойствах и расположении в окружающем пространстве. Это жизненно необходимо для каждого из нас. Однако хорошее зрение особенно важно для маленького человека. Ведь развитие детей с нарушением зрения не может быть полноценным. О причинах и профилактике нарушения зрения нам рассказала кандидат медицинских наук заведующая отделением микрохирургии глаза Ульяновской областной клинической больницы Ирина Викторовна Ковеленова.

Читайте также:  Офтальморозацеа: лечение, симптомы, профилактика

— Ирина Викторовна, каковы могут быть причины патологии зрения?

— Нарушения в функционировании системы зрения могут быть наследственными, врожденными, приобретенными. Однако такая классификация является весьма условной. Ту или иную патологию нередко можно отнести сразу к трем видам.

К примеру, близорукость нередко передается от родителей по наследству. Однако возникнуть она может и в период внутриутробного развития, а также во время ускоренного роста глазного яблока.

Причинами нарушения зрения могут быть следующие:

  • Длительное напряжение глаз. Вызвать такое напряжение способно слишком яркое освещение, либо тусклое. Например, чтение при плохом освещении или работа за компьютером в темноте, когда на фоне общего отсутствия освещения, в глаза бьет яркий свет монитора.
  • Слабые мышцы хрусталика глаза. В зависимости от того, из какого положения мы смотрим на предметы, находящиеся на различном расстоянии, мышцы хрусталика меняют его кривизну и позволяют нам хорошо рассмотреть их. На появление такой проблемы влияет не освещение, а длительное наблюдение за предметом с одного и того же расстояния. Например, при работе за компьютером, и длительном просмотре телевизора.
  • Ухудшение кровообращения глаз. Причиной этого могут служить нарушения внутренних процессов в организме, которые может диагностировать только врач после осмотра.
  • Сухость глаз. В результате длительного сосредоточенного просмотра страниц в интернете с мобильного телефона, чтения увлекательных книг и т. д. мы реже моргаем. Это способствует пересушиванию слизистой оболочки глаза.
  • Ухудшение состояния сетчатки. Это происходит в результате ее старения. Сетчатка глаза содержит специальный светочувствительный пигмент, благодаря которому мы видим.

Среди факторов, влияющих на здоровье глаз, могут быть также наследственность, травмы глаз, возрастные изменения и некоторые вирусные заболевания.

— Что может способствовать ухудшению зрения у детей?

— Причины нарушения зрения у детей кроются в их избирательности к еде. Родители прекрасно знают, что одним малышам бесполезно давать мясо, а другие отказываются от любых молочных продуктов. Неполноценное питание негативно отражается на функционировании зрительного нерва. Происходят различные нарушения зрения. Это объясняется сбоями в процессе передачи нервных импульсов.

В итоге ребенок начинает хуже видеть. Однако многие родители просто не догадываются об истинных причинах возникшей патологии. Они продолжают потакать своему чаду в его гастрономических пристрастиях. Нарушения зрения стоит ждать и от яркого света. Если ребенок часто смотрит на вспышки фотокамер и на яркое солнышко, то у него происходит поражение сетчатки глаза.

При уменьшении площади ее здоровых участков орган зрения все хуже отображает увиденные предметы. Именно поэтому при приближении летнего сезона не забудьте купить солнечные очки для своего малыша. Только стоит иметь в виду, что данный аксессуар должен быть изготовлен с применением качественного стекла, не искажающего картину окружающего мира.

В противном случае такие очки навредят зрению значительно больше, чем лучи яркого солнца.

— При появлении каких симптомов необходимо обратиться к специалисту?

— Главная мера профилактики нарушений зрения – это своевременный визит к врачу. Полезно проходить плановый осмотр, тем более, если у вас появились некие сомнения по поводу здоровья ваших глаз. Сигналами к тому, что пора показаться врачу могут стать следующие симптомы:

  • Расплывчатое или нерезкое видение предметов, рассмотреть которые ранее для вас не представляло труда.
  • Временная пропажа и затуманивание зрения.
  • Излишняя слезоточивость и зуд в области глаз.
  • Покраснение и боль в глазах.
  • Боль в глазах от яркого света или при длительном напряжении глаз.

— Можно ли как-то избежать ухудшения зрения? Какие меры профилактики существуют?

— Система профилактики охватывает комплекс мер профилактики по восстановлению или сохранению здоровья глаз и остроты зрения. Например, профилактика заболеваний глаз в виде гигиенических мер, которые предотвращают занесение инфекции. Также система профилактики включает в себя список определенных правил, выполнение которых необходимо для сохранения здоровья зрения:

  • При длительном нахождении за монитором компьютера, очень полезно время от времени устремлять взгляд на максимально отдаленный предмет, затем прикрывать глаза руками на несколько секунд, чтобы они оказались в полной темноте. Это поможет им расслабиться.
  • Оборудуйте рабочее место правильным освещением. Свет не должен быть рассеянным, мерцающим, слишком ярким, тусклым или мигающим.
  • Не переусердствуйте с использованием солнцезащитных очков в пасмурное или вечернее время, в помещении.
  • Следите за своей осанкой. В некоторых случаях защемление нервов в шейном отделе позвоночника может спровоцировать снижение зрения.
  • Старайтесь избегать трудно разборчивых, плохо напечатанных текстов. Это благоприятно повлияет и на зрение, и на состояние нервной системы.
  • Отведите достаточное количество времени для сна. В это время наши глаза, как и весь организм, отдыхают и восстанавливаются.
  • Чрезмерное употребление алкоголя грозит повышением внутриглазного давления и риском развития катаракты. Ведите преимущественно здоровый образ жизни, откажитесь от пагубных привычек. Правильно питайтесь, пейте достаточно жидкости.

— Сбалансирование питание может способствовать сохранению зрительной функции на долгие годы?

— Для сохранения здоровья глаз, питание должно быть сбалансированным, полным витаминов, минералов и других необходимых веществ. В качестве меры профилактики, обогатите свой рацион витаминами, такими как витамин А, В, Е, С, D. Также для склеральной оболочки глаза крайне важно присутствие в рационе кальция.

Включите в свое питание продукты богатые такими минералами, как магний, калий, цинк и железо. Особенно будут полезны печень, мясо, кунжут, бобовые, тыквенные семечки и петрушка, а также рыба, чечевица, сыры, морепродукты и черный шоколад с высоким содержанием какао.

Можно начать прием витаминно-минерального комплекса, выбор которого должен быть заранее согласован с врачом. В качестве средств профилактики добавьте в рацион такие продукты, как тыква, морковь и сок петрушки.

Морковь – прекрасный источник витамина А, сок петрушки положительно влияет на остроту зрения, а тыква богата каротином, который необходим при ослаблении зрения. Также для здоровья глаз полезны мед, отвары шиповника и клюквы, гранатовый сок.

— Как правильно ухаживать за глазами? Существуют ли какие-то правила гигиены глаз?

— Гигиенические меры профилактики следующие:

  • Не прикасайтесь грязными руками к лицу, не трите ими глаза.
  • Не пользуйтесь одним полотенцем с людьми, имеющими инфекционные заболевания глаз.
  • Средства гигиены должны быть только индивидуальными.
  • Также лучше не делиться своей косметикой для глаз и не брать в пользование чужую. Например, тушь, подводку для глаз, кисти, спонжи. Особенно это касается средств, обладающих жидкой текстурой, в которых могут скапливаться различные бактерии.
  • Выбирайте высококачественную косметику, с безопасными составляющими. Время от времени очищайте кисти для макияжа проточной теплой водой или специальными средствами.
  • Обязательно удаляйте макияж перед отходом ко сну.
  • Если вы решили воспользоваться контактными линзами, помните, что подобрать их может только врач. Соблюдайте правила гигиены ношения линз: снимайте их перед сном, не забывайте регулярно менять. Используйте растворы для очистки высокого качества.

— Есть такое понятие «зарядка для глаз». Посоветуйте наиболее эффективные упражнения.

— Лучше всего справляется с патологиями зрения зарядка для глаз для восстановления зрения:

  • Водите глазами, не поворачивая головы, вправо-влево по горизонтальной прямой. Сделайте 10 повторов.
  • Затем сделайте 10 движений вниз—вверх вдоль вертикальной прямой.
  • Столько же раз сделайте вращающие движения зрачками по часовой стрелке, затем против нее.
  • Постарайтесь 20 раз как можно быстрее крепко зажмурить и раскрыть глаза.
  • Постарайтесь вращать глазами так, чтобы траектория их движения образовывала восьмерку.
  • Быстро поморгайте на протяжении 60 секунд, не напрягая сильно веки и глаза.

По материалам Ульяновского областного центра медицинской профилактики. 

Источник: http://ocmp73.ru/medprof/stati/1806-narushenie-zreniya-prichiny-i-profilaktika

Симптомы болезни — нарушения зрения. Классификация нарушений зрения

Наиболее распространенные нарушения зрения.

Близорукость (миопия) (обозначается знаком -): изображение предмета фокусируется в зависимости от кривизны роговицы по длине глазного яблока.

При излишней кривизне роговицы, при удлинении глазного яблока или при наличии этих обоих симптомов изображение фокусируется не на сетчатке, а перед ней. Удаленные предметы кажутся расплывчатыми, хотя вблизи пациент может видеть хорошо.

Люди, страдающие миопией, нуждаются в очках для того, чтобы видеть вдаль. 85% всех людей, носящих очки, близоруки.

Дальнозоркость (гиперметропия) (обозначается знаком +): это нарушениe рефракции вызвано недостаточной кривизной роговицы, малым размером глазного яблока или обеими этими причинами.

При дальнозоркости изображение приходится не на определенную область сетчатки, а расположено в плоскости за ней. Молодым людям, страдающим дальнозоркостью небольшой степени, может вообще не понадобиться оптическая коррекция зрения.

Однако в более зрелом возрасте, когда в хрусталике происходят возрастные изменения, пациент будет нуждаться в очках сначала для того, чтобы видеть вблизи, а потом и для того, чтобы видеть вдаль.

Если пациент страдает гиперметропией высокой степени, ему будут необходимы очки и для дали, и для близкого расстояния, даже в молодом возрасте. 15% всех людей, носящих очки, дальнозорки.

Астигматизм (цилиндр) (обозначается углом): его причиной является неправильная форма роговицы, при которой ее преломляющая сила неодинакова, и лучи света преломляются в нескольких фокусах.

В результате человек видит расплывчатое или искаженное изображение. Практически каждый человек страдает астигматизмом в той или иной степени.

Название «цилиндр» происходит от линз цилиндрической формы, которые корректируют это заболевание.

Возрастная дальнозоркость (пресбиопия) (обозначается знаком +) – это явление, возникающее у людей в возрасте старше 40 лет. Пресбиопия возникает из-за того, что хрусталик глаза со временем становится все менее эластичным, а мышцы, удерживающие его, ослабевают. Страдающие пресбиопией не могут читать, и вынуждены пользоваться очками для чтения.

Амблиопия («ленивый глаз») – это заболевание, при котором острота зрения одного или обоих глаз снижается.

Основной причиной развития амблиопии является косоглазие или другое оптическое заболевание, полностью или частично закрывающее оптическую ось (катаракта, опущение век).

Из-за этого глаз передает в мозг нечеткое изображение, в результате чего мозг просто подавляет работу одного глаза. Если не лечить амблиопию, острота зрения снизится.

ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ
— Во всем мире около 314 миллионов человек страдают нарушениями зрения, 45 миллионов из них поражены слепотой. — Нарушениями зрения чаще страдают люди старшего возраста. Повсюду в мире большему риску подвержены женщины всех возрастов.
— Около 87% лиц, страдающих нарушениями зрения, живут в развивающихся странах.

— Число людей, потерявших зрение в результате инфекционной болезни, значительно уменьшилось, однако распространенность нарушений зрения, обусловленных возрастом, растет.
— Во всем мире катаракта остается основной причиной слепоты, за исключением наиболее развитых стран.

— Коррекция рефракционных аномалий может вернуть нормальное зрение более 12 миллионам детей (в возрасте 5-15 лет).

— Во всем мире около 85% случаев нарушения зрения предупреждаемы.

Глобальные тенденции
С начала 90-х годов в глобальных тенденциях проявляется снижение числа нарушения зрения во всем мире, а также изменение причин.

Число случаев нарушения зрения и слепоты, вызываемых инфекционными заболеваниями, значительно сократилось (что указывает на успех международных медико-санитарных мероприятий), однако отмечается видимый прирост числа людей, страдающих слепотой или нарушениями зрения в связи с ростом продолжительности жизни.

При каких заболеваниях возникает нарушение зрения:

Причины нарушения зрения:
По оценочным данным причинами слепоты в мире, определенной как острота зрения 6/60 и ниже, являются: примерно у 17 млн. — катаракта, у 6 млн. — трахома, у 1 млн.

— онхоцеркоз и у 1 млн. — ксерофтальмия. Эти состояния описаны ниже.

Основные причины — возрастная дегенерация зрительного пятна, глаукома, старческая катаракта, атрофия зрительного нерва, диабетическая ретинопатия и пигментный ретинит.

Дегенерация зрительного пятна. Возрастная дегенерация зрительного пятна — небольшого участка сетчатки, определяющего остроту центрального зрения. В настоящее время, однако, применяется лазерная терапия, позволяющая предупредить практическую потерю зрения в тех случаях, когда процесс дегенерации сопровождается образованием новых сосудов сетчатки.

Читайте также:  Тонометрия глаза: кому противопоказано, расшифровка

(+38 044) 206-20-00

Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу.
Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

У Вас нарушилось зрение? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний
и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно.

Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни
. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом.

Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача
, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации , возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой
.

Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию на .

Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Euro
lab
, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

Карта симптомов предназначена исключительно для образовательных целей. Не занимайтесь самолечением; по всем вопросам, касающимся определения заболевания и способов его лечения, обращайтесь к врачу. EUROLAB не несет ответственности за последствия, вызванные использованием размещенной на портале информации.

Если Вас интересуют еще какие-нибудь симптомы болезней и виды нарушений или у Вас есть какие-либо другие вопросы и предложения – напишите нам , мы обязательно постараемся Вам помочь.

Дата: 24.04.2016

Комментариев: 0

Комментариев: 0

  • Основные виды нарушений
  • Симптомы нарушений зрения
  • Наблюдение у врача-офтальмолога
  • Нарушение зрение: каковы меры профилактики?

Человек природой наделен пятью чувствами, которые позволяют ему познавать окружающий мир. Нарушение зрения частично лишает его такой возможности. В зависимости от его характера может быть потеря четкости восприятия, цветности изображения, в каких-то случаях человек не видит ничего. Слабовидящие люди в наше время – это не редкость, и с этим нужно что-то делать.

Проблемы со зрением у многих начинаются уже с детства, в связи с чем возникает потребность в проведении профилактических мероприятий и своевременном принятии мер, чтобы не допустить нежелательных последствий. Дети с нарушением зрения часто зажаты, нерешительны, их успеваемость в школе заметно снижается.

Основные виды нарушений

Наиболее распространены следующие виды нарушения зрения:

Нарушение зрения: причины, классификация, симптомы

Эта классификация нарушений неполная, в ней перечислены дефекты, которые встретить в жизни можно с достаточно большой вероятностью. Глаза также могут быть травмированы при занятиях активными видами спорта и в различных бытовых ситуациях.

Источник: https://hvaro.ru/folk-remedies/simptomy-bolezni—narusheniya-zreniya-klassifikaciya-narushenii.html

22. Причины и классификация нарушения зрения

Степень нарушения
зрительной функции определяется по
уровню снижения остроты зрения —
способности глаза видеть две светящиеся
точки при минимальном расстоянии между
ними.

За нормальную остроту зрения,
равную единице — 1,0, принимается способность
человека различать буквы или знаки
десятой строки специальной таблицы на
расстоянии пяти метров.

Разница в
способности различать знаки между
последующей и предыдущей строками
означает разницу в остроте зрения на
0,1.

  • Выделяют следующие
    группы детей с
    нарушением зрения:
  • 1) слепые
    — это дети с полным
    отсутствием зрительных ощущений, либо
    имеющие остаточное зрение (максимальная
    острота зрения — 0,04 на лучше видящем
    глазу с применением обычных средств
    коррекции — очков), либо сохранившие
    способность к светоощущению;
  • 2) абсолютно,
    или тотально, слепые

    дети с полным отсутствием зрительных
    ощущений; частично
    слепые
    — дети,
    имеющие светоощущения, форменное зрение
    с остротой зрения от 0,005 до 0,04;

3) слабовидящие
— дети с остротой
зрения от 0,05 до 0,2. Главное их отличие
от слепых в том, что при выраженном
снижении остроты восприятия зрительный
анализатор остается основным источником
восприятия информации об окружающем
мире и может использоваться в качестве
ведущего в учебном процессе, включая
чтение и письмо.

  1. В зависимости от времени
    появления дефекта выделяют две категории
    детей:
  2. 1) слепорожденные
    — дети с врожденной
    тотальной слепотой или ослепшие в
    возрасте до трех лет. У них нет зрительных
    представлений, и весь процесс психического
    развития осуществляется в условиях
    полного выпадения зрительной системы;
  3. 2) ослепшие
    — дети, утратившие
    зрение в дошкольном возрасте и позже.

Врожденные заболевания
и аномалии развития органов зрения
могут быть следствиями внешних и
внутренних повреждающих факторов.

В
качестве генетических факторов нарушения
зрительной функции могут быть: нарушение
обмена веществ, проявляющееся в виде
альбинизма, наследственные заболевания,
приводящие к нарушению развития глазного
яблока, наследственная патология
сосудистой оболочки, заболевания роговой
оболочки глаза, врожденные катаракты,
отдельные формы патологии сетчатки.

Аномалии зрения также
могут возникнуть в результате внешних
и внутренних отрицательных воздействий,
имевших место в период беременности.
На развитии плода могут сказаться
патологическое течение беременности,
перенесенные матерью вирусные заболевания,
токсоплазмоз, краснуха и др.

23. Особенности речи и общения у детей с нарушением зрения

Слепота и глубокие
нарушения зрения вызывают отклонения
во всех видах познавательной деятельности.
Негативное влияние нарушения зрения
проявляется даже там, где этот дефект
не должен нанести ущерб развитию ребенка.

Систематизация,
классификация, группировка материала,
так же как и создание условий его четкого
восприятия, являются предпосылкой
развития памяти при нарушенном зрении.

Становление речи у
зрячих и лиц с нарушениями зрения
осуществляется принципиально одинаково,
однако отсутствие зрения или его глубокое
нарушение изменяет взаимодействие
анализаторов, в силу чего происходит
перестройка связей, и в процессе
формирования речь включается в иную
систему связей, чем у зрячих.

Речь слепого
и слабовидящего развивается в ходе
специфической человеческой деятельности
— общения. Особенности
формирования

изменяется темп развития, нарушается
словарно-семантическая сторона,
появляется «формализм», накапливается
большое количество слов, не связанных
с конкретным содержанием.

Предметные
совместные действия с речевым словесным
обозначением как самих предметов, так
и действий с ними, с одной стороны,
стимулируют соотнесение усвоенных
ребенком слов с конкретными предметами
окружающего мира, с другой — являются
условием лучшего познания внешнего
мира в процессе активного оперирования
с предметами.

Речь слепого выполняет
также компенсаторную функцию, включаясь
в чувственное и опосредованное познание
окружающего мира, в процессы становления
личности.

Компенсация последствий
глубоких нарушений зрения участием
речи наиболее четко проявляется в
чувственном познании, поскольку она
уточняет, корригирует и направляет
протекание процессов чувственного
познания, позволяет более полно и точно
воспринимать предметный мир в ощущениях
и представлениях.

Специфика развития
речи выражается также в слабом
использовании неязыковых средств
общения — мимики, пантомимики, поскольку
нарушения зрения затрудняют восприятие
выразительных движений и делают
невозможным подражание действиям и
выразительным средствам, используемым
зрячими.

Это отрицательно сказывается
на понимании речи зрячего и на
выразительности ее у слепого и
слабовидящего.

В таких случаях требуется
специальная работа по коррекции их
речи, позволяющая овладеть ее экспрессивной
стороной, мимикой и пантомимикой и
использовать эти умения в процессе
общения.

Источник: https://studfile.net/preview/4518527/page:12/

Специальная психология: Шпаргалка

Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения – способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними.

За нормальную остроту зрения, равную единице – 1,0, принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии пяти метров.

Разница в способности различать знаки между последующей и предыдущей строками означает разницу в остроте зрения на 0,1.

  • Выделяют следующие группы детей с нарушением зрения:
  • 1) слепые – это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение (максимальная острота зрения – 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции – очков), либо сохранившие способность к светоощущению;
  • 2) абсолютно, или тотально, слепые – дети с полным отсутствием зрительных ощущений; частично слепые – дети, имеющие светоощущения, форменное зрение с остротой зрения от 0,005 до 0,04;

3) слабовидящие – дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главное их отличие от слепых в том, что при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

  1. В зависимости от времени появления дефекта выделяют две категории детей:
  2. 1) слепорожденные – дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. У них нет зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы;
  3. 2) ослепшие – дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

Врожденные заболевания и аномалии развития органов зрения могут быть следствиями внешних и внутренних повреждающих факторов.

В качестве генетических факторов нарушения зрительной функции могут быть: нарушение обмена веществ, проявляющееся в виде альбинизма, наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного яблока, наследственная патология сосудистой оболочки, заболевания роговой оболочки глаза, врожденные катаракты, отдельные формы патологии сетчатки.

Аномалии зрения также могут возникнуть в результате внешних и внутренних отрицательных воздействий, имевших место в период беременности. На развитии плода могут сказаться патологическое течение беременности, перенесенные матерью вирусные заболевания, токсоплазмоз, краснуха и др.

Источник: https://bookap.info/klinika/avtorov_spetsialnaya_psihologiya_shpargalka/gl22.shtm

Причины нарушения зрения

Благодаря глазам мы получаем огромное количество необходимой нам информации о внешнем мире.

И любые проблемы, затрудняющие их работоспособность, ухудшают качество жизни человека.

Именно поэтому очень важно своевременно заботиться о здоровье собственных глаз, ведь любую проблему гораздо проще предупредить.

Врачи выделяют несколько основных причин возникновения нарушений в функционировании органов зрения, к ним относят врожденные, наследственные и приобретенные. Все они включают как внешние, так и внутренние негативно влияющие факторы.

Врожденные причины нарушения зрения

К врожденным причинам относят те, которые спровоцировали нарушение в процессе внутриутробного развития человека или родов. К ним относятся:

  • соматическое ослабевание плода, в результате которого зрительная система не была полноценно развита;
  • перенесенные инфекционные заболевания матерью в период беременности, например, острая форма гриппа, токсоплазмоз;
  • преждевременные роды, которые могут спровоцировать возникновение ретинопатии;
  • генетические аномалии плода;
  • употребление матерью наркотических веществ, спиртных напитков или курение во время беременности;
  • прием антибиотиков;
  • травмы во время родов.

Наследственные причины

Очень часто нарушение зрения возникает именно по причине влияния наследственных факторов. Большое количество глазных заболеваний передаются от одного поколения к другому. Самыми распространенными среди них являются катаракта, близорукость, различные патологии развития сетчатки и роговицы. Кроме этого, существуют и весьма редкие недуги, например, анофтальм и микрофтальм.

К сожалению, современной медицине до сих пор неизвестны методы профилактики наследственных нарушений зрения.

Приобретенные причины

Приобретенные причины возникновения нарушений в функционировании органов зрения представляют собой совокупность внешних факторов, влияющих на человека во время жизни, среди них выделяют:

  • регулярная активная умственная деятельность, которая провоцирует излишнее напряжение глазных нервов;
  • излишняя сухость внешней оболочки глаза, которая может возникнуть по причине частой и неправильной работы за компьютером;
  • нервное перенапряжение и частые стрессовые ситуации;
  • плохое качество освещения в помещении;
  • чтение в неправильном положении;
  • перенесенные острые инфекционные заболевания, например, корь;
  • проблемы в работе ЦНС;
  • онкологические заболевания;
  • механические повреждения органов зрения (ожоги, ушибы, проникающие ранения);
  • плохое качество питания, отсутствие в рационе необходимых витаминов и минеральных веществ;
  • употребление спиртных напитков или курение;
  • возрастные изменения, например, старение сетчатки глаза;
  • значительное ослабевание мышц хрусталика, которое очень часто провоцирует просмотр телевизора.

Безусловно, большую часть из вышеперечисленных причин можно устранить самостоятельно, снизив риск возникновения нарушений зрения.

Кроме этого, в рамках профилактики следует соблюдать правила гигиены и ухода за глазами, вести здоровый образ жизни, чередовать время работы и отдыха, а также часто гулять на улице.

Читайте также:  ВитА-ПОС - гель для глаз: инструкция по применению и аналоги препарата, отзывы покупателей

Но в случае возникновения первых же тревожных симптомов необходимо пройти обследование у врача-офтальмолога.

Источник: http://anatomus.ru/acd

Статья на тему

  • Нарушения зрения у детей и подростков:
  • причины, классификация, особенности психического развития и специального обучения.
  • Предмет и задачи тифлопедагогики 

Тифлопедагогика (от греч. typhlos — слепой) — наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения.

В зависимости от степени нарушения зрения они делятся на слепых и слабовидящих. Слепота и слабовидение с точки зрения специальной педагогики представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности.

У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития.

Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.

Слепые (незрячие) — подкатегория лиц с нарушениями зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение (до 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками), а также лица с прогредиентными заболеваниями и сужением поля зрения (до 10-15°) с остротой зрения до 0,08.

По степени нарушения зрения различают лиц с абсолютной (тотальной) слепотой на оба глаза, при которой полностью утрачиваются зрительные восприятия, и лиц практически слепых, у которых имеется светоощущение или остаточное зрение, позволяющее воспринимать свет, цвет, контуры (силуэты) предметов.

Слабовидящие — подкатегория лиц с нарушениями зрения, имеющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Кроме снижения остроты зрения слабовидящие могут иметь отклонения в состоянии других зрительных функций (цвето- и светоощущение, периферическое и бинокулярное зрение).

Тифлопедагогика является частью специальной педагогики. Как раздел специальной педагогики она развивается на основе принципов гуманистического воспитания и с учетом своеобразия развития детей и взрослых с нарушением зрения.

Задачей тифлопедагогики как науки является разработка следующих основных проблем: психолого-педагогическое и клиническое изучение зрения и аномалий психического и физического развития при этих нарушениях; пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения. Важное место занимают: разработка содержания, методов и организация обучения основам наук, политехнической, трудовой и профессиональной подготовки слепых и слабовидящих; определение типов и структуры специальных учреждений для их обучения и воспитания; разработка научных основ построения учебных планов, программ, учебников, частных методик. Большое внимание уделяется созданию специальных технических средств, способствующих расширению познавательных возможностей лиц с нарушенным зрением, повышению эффективности их обучения и подготовки к труду в современном обществе; разработке системы гигиенических мероприятий по охране и развитию неполноценного зрения, нормативов освещенности, режима зрительной нагрузки и др.); проектированию специальных зданий для обучения, воспитания и трудовой подготовки.

Из истории тифлопедагогики

Основоположником тифлопедагогики и обучения незрячих считается В. Гаюи (1745-1822), французский педагог, единомышленник и последователь Д.

Дидро, основатель первых образовательных учреждений для слепых во Франции и в России. Благодаря В.

Гаюи не только началось систематическое обучение незрячих, но и сформировалось гуманистическое отношение к ним как к полноценным членам общества, нуждающимся в образовании и социально-трудовой реабилитации.

Л. Брайль, (1809-1852), потерявший зрение в трехлетнем возрасте, воспитанник, а затем и тифлопедагог Парижского национального института слепых, стал автором изобретения, изменившего систему обучения слепых.

Основанная на комбинациях шес-титочия, его система рельефного письма охватывает буквенные, математические и иные символы, позволяя слепому свободно читать и писать. Книгопечатание по Брайлю началось с 1852 г. во Франции.

В России первая книга по Брайлю вышла в 1885 г.

Первое учебное заведение для слепых в России было организовано в 1807 г. при Смольнинской богадельне в С.-Петербурге. Детей учили Закону Божьему, пению, ремеслам.

В течение XIX в. было открыто еще несколько школ для слепых, существовавших на средства Попечительства о слепых (учреждено в 1881 г.). Обучение велось по единому учебному плану и программам, действовали Единые правила приема в училища. Для большинства обучающихся обучение было платным и стоимость достаточно высока (до 300 рублей в год).

После Октябрьской революции в 1917 г. школы для слепых детей стали составной частью системы народного образования. В 1928 г. появились первые советские школьные программы для слепых.

В начале 30-х гг. появляются первые классы охраны зрения для слабовидящих детей в структуре массовых общеобразовательных школ (в нескольких школах Ленинграда и Москвы), а с конца 30-х гг. открываются и первые школы для слабовидящих. Развитию этого нового направления в тифлопедагогике способствовала Ю.Д.Жа-ринцева.

В 30-е гг.

содержание образования в школах слепых обогащается предметами, которые с начала возникновения мирового опыта обучения слепых считались ненужными и недоступными слепым: физика, математика, естествознание и др. Большой вклад в тифлопедагогику и разработку методик обучения слепых общеобразовательным предметам сделал профессор Ленинградского педагогического института им. А.И.Герцена Б.И.Коваленко.

Развитие отечественной тифлопедагогики и тифлопсихологии связано с именами таких ученых, как М.И.Земцова, Б.И.Коваленко, Н.Б.Коваленко, А.С.Ганджий, Н.Г.Крачковская, Н.В.Сер-покрыл, Ю.А.Кулагин, Л.И.Солнцева, А.Г.Литвак, В.П.Ермаков, А.И.Каплан, А.Б.Гордин, Р.С.Муратов, Б.В.Сермеев, В.А.Феоктистова, Э.М.Стернина, И. С. Моргулис и др.

  1. Причины и последствия нарушения зрения и способы компенсации.
  2. Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными.
  3. Врожденная слепота обусловлена повреждениями или заболеваниями плода в период внутриутробного развития либо является следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения.
  4. Приобретенная слепота обычно бывает следствием заболевания органов зрения — сетчатки, роговицы и заболеваний центральной нервной системы (менингит, опухоль мозга, менингоэнцефалит), осложнений после общих заболеваний организма (корь, грипп, скарлатина), травматических повреждений мозга (ранения головы, ушибы) или глаз.

Различают прогрессирующие и непрогрессирующие нарушения зрительного анализатора. При прогрессирующих зрительных дефектах происходит постепенное ухудшение зрительных функций под влиянием патологического процесса.

Например, при глаукоме повышается внутриглазное давление и происходят изменения в тканях глаза. Зрение снижается при появлении мозговых опухолей.

При несоблюдении санитарно-гигиенических условий письма и чтения прогрессирует близорукость и дальнозоркость.

К непрогрессирующим дефектам зрительного анализатора относят некоторые врожденные его пороки, такие, как астигматизм, катаракта. Причинами этих дефектов могут стать также последствия некоторых заболеваний и глазных операций.

Итак, нарушения функций зрительного анализатора могут возникнуть у детей как во время внутриутробного развития, так и после рождения.

Поэтому существуют такие категории детей с нарушениями зрения, как слепорожденные, рано ослепшие, лишившихся зрения после трех лет жизни.

Такая дифференциация основывается на том, что время утраты зрения имеет очень большое значение для последующего развития ребенка. Например, слепорожденные не имеют зрительных образов в памяти, которыми в различной мере и объеме располагают ослепшие.

Время наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные отклонения, психофизические особенности и своеобразие психофизического развития.

Психическое развитие слепорожденных имеет такие же закономерности, как и у зрячих детей, но отсутствие визуальной ориентировки сказывается наиболее заметно на двигательной сфере, на содержании социального опыта.

Своеобразным ориентиром для слепого является реакция на звук, как и для нормально видящего в раннем возрасте реакции на звуковые раздражители, но для незрячего звук становится основным фактором ориентировки.

Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. У незрячих возникают трудности в игре, учении, в овладении профессиональной деятельностью.

В более старшем возрасте у лиц с нарушенным зрением возникают бытовые проблемы, что вызывает сложные переживания и негативные реакции.

В одних случаях своеобразие характера и поведения слепых сказывается на развитии у них отрицательных черт характера: неуверенности, пассивности, склонности к самоизоляции; в других случаях — повышенной возбудимости, раздражительности, переходящей в агрессивность.

Развитие высших познавательных процессов (внимание, логическое мышление, память, речь) у слепорожденных протекает нормально. Вместе с тем нарушение взаимодействия чувственных и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобразии мыслительной деятельности с преобладанием развития абстрактного мышления.

Отличие ослепших детей от слепорожденных зависит от времени потери зрения: чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений, который можно воссоздать за счет словесных описаний. Если не развивать зрительную память, частично сохранившуюся после потери зрения, происходит постепенное стирание зрительных образов.

Слепой ребенок имеет все возможности для высокого уровня психофизического развития и полноценного познания окружающего мира с опорой на сохранную анализаторную сеть.

В условиях специального обучения формируются адекватные приемы и способы использования слухового, кожного, обонятельного, вибрационного и других анализаторов, представляющих сенсорную основу развития психических процессов.

Благодаря этому развиваются высшие формы познавательной деятельности, которые являются ведущими в компенсаторной перестройке восприятия.

Система компенсаторной перестройки на первоначальном этапе обучения создает условия для правильного отражения окружающего мира в наглядно-действенной форме, а по мере накопления социального и бытового опыта и в словесно-логической форме при помощи сохранных анализаторных систем в организме слепого ребенка.

Компенсаторная перестройка во многом зависит от сохранности зрения. Даже незначительные остатки зрения важны для ориентации и познавательной деятельности лиц с глубокими зрительными нарушениями.

Л.С.Выготский указывал, что слепые владеют так называемым шестым чувством (тепловым), позволяющим им на расстоянии замечать предметы, при помощи осязания различать цвет.

В процессе обучения педагогу, взрослому (родителям) следует исходить из того, что компенсация слепоты начинается у ребенка с первых месяцев его жизни.

Компенсация слепоты, указывает Л.И.Солнцева, представляет собой целостное психическое образование, систему сенсорных, моторных, интеллектуальных компонентов, обеспечивающую ребенку адекватное и активное отражение внешнего мира и создающую возможность овладения различными формами деятельности в каждом возрастном этапе.

Слабовидящие имеют некоторую возможность при знакомстве с явлениями, предметами, а также при пространственной ориентировке и при движении использовать имеющееся у них зрение. Зрение остается у них ведущим анализатором. Однако их зрительное восприятие сохранно лишь частично и является не вполне полноценным.

Обзор окружающей действительности у них сужен, замедлен и неточен, поэтому их зрительное восприятие и впечатления ограничены, а представления имеют качественное своеобразие. Например, у слабовидящего нарушено цветоощущение, цветовые характеристики воспринимаемого оттенка обеднены.

При резко выраженной близорукости и дальнозоркости слабовидящий может не заметить некоторых внешне слабо выраженных признаков, важных для характеристики предмета.

У слабовидящих при косоглазии затруднена способность видеть двумя глазами, т. е. нарушено бинокулярное зрение. В условиях раннего специального обучения форменное, пространственное и стереоскопическое зрение развивается и совершенствуется, что в будущем обеспечивает формирование сложных пространственных представлений.

  • Среди слабовидящих существует большое число лиц с нарушением цветоразличительных функций и контрастной чувствительности зрения, имеются врожденные формы патологии цветоощущения.
  • На восприятие предметов и их изображений оказывает влияние нарушение глазодвигательных функций, что вызывает трудности в фиксации взора, прослеживания динамических изменений, оценке линейных и условных величин.
  • Коррекционная работа поэтому направлена на использование специальных приемов и способов наблюдения явлений и предметов с опорой на слух, осязание, обоняние, что позволяет формировать у детей сложные синтетические образы реальной действительности.
  • Остаточное зрение слабовидящего имеет существенное значение для его развития, учебной, трудовой и социальной адаптации, поэтому оно должно тщательно оберегаться: необходимы регулярная диагностика, периодическое консультирование у офтальмолога, тифлопедагога, психолога.

Большое значение в восприятии и познании окружающей действительности у слепых и слабовидящих имеет осязание. Тактильное восприятие обеспечивает получение комплекса разнообразных ощущений (прикосновение, давление, движение, тепло, холод, боль, фактура материала и др.

) и помогает определять форму, размеры фигуры, устанавливать пропорциональные отношения. Различные ощущения, воспринимаемые нервными окончаниями кожи и слизистыми оболочками, передаются в кору головного мозга в отдел, связанный с работой рук и кончиков пальцев.

Так незрячие и слабовидящие учатся «видеть» руками и пальцами.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/09/29/narusheniya-zreniya-u-detey-i-podrostkov-prichiny

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector