Как называются очки без дужек: пенсне, лорнет, монокль

Дом и семья 14 ноября 2016

Иногда случается так, что люди начинают плохо видеть, то есть пропадает зрение. И как бы ни хотелось, но рано или поздно приходится надевать очки.

Всем известно, что очки – один из самых распространённых приборов, который предназначен для улучшения или коррекции зрения человека, также они защищают глаза от вредоносных воздействий.

Очками пользуются люди, у которых зрение отклоняется от нормы, и это не зависит от вида отклонения.

Как называются очки без дужек: пенсне, лорнет, монокль

Состав очков

Как правило, все виды очков состоят из следующего:

  • Линзы.
  • Рамки оправы.
  • «Мост» оправы.
  • Заушники или дужки.
  • Упор для носа.
  • Шарнир или замок.

Как называются очки без дужек: пенсне, лорнет, монокль

Монокль — это очки для коррекции одного глаза

Бывают случаи, когда плохо видит один глаз, и его необходимо скорректировать, для этого разработали оптический прибор. Этот оптический прибор стал предметом роскоши еще в 19 веке, его могли позволить себе только богатые люди. В нынешнее время редко кого встретишь с таким прибором. «Что же это за оптический прибор?» — спросите вы. Ответ прост: этот прибор называется монокль.

Как называются очки без дужек: пенсне, лорнет, монокль

Появление монокля

Монокль появился в 19 веке, изначально этот оптический прибор выглядел как линза с ручкой. Чаще всего его и использовали для того, чтобы можно было прочитать текст, его держали непосредственно перед самим текстом или же перед глазами. В скором времени ручка утратила свою функцию, потому что стало распространённым зажимать монокль мышцами лица.

История монокля

Монокль — это символ ретроградства, оставивший красочный отпечаток не только в литературе, но и в изобразительном искусстве. Первый приверженец новой моды — известный писатель Эмиль де Жирарден.

Князь де Саган ввел лорнет в оправе из черепахи с широкой муаровой лентой, а князь де Бофремон надевал монокль на поле своей шляпы. Журналист и писатель из Франции Орелльен Шолль носил монокль без оправы.

А вот знаменитая Жорж Санд использовала прибор для того, чтобы можно было рассмотреть незнакомых мужчин, это приводило их в недоумение и восторг, ведь такое поведение было за гранью приличия.

Также монокль использовали поэты Жан Морреас и Жан Лоррен, писатель Жорис-Карл Гюисманс. Хотя последний больше всего предпочитал пенсне, но все же существуют фотографии, где он изображен с моноклем.

В начале 20 века стал известным английский министр Невилл Чемберлен, он прославился своим моноклем. Однако многие считали, что они ему не идут, но он все равно продолжал их носить.

В нынешнее время модель «используется» вымышленным персонажем Юстасом Тилли, он является настоящим денди и талисманом известнейшего журнала The New Yorker. Первый раз Тилли появился на обложке этого журнала в 1925 г.

В этот период владельцев монокля уже высмеивали, но, как видно, это ни капли не мешает жить вымышленному герою до сих пор.

Как называются очки без дужек: пенсне, лорнет, монокль

Монокль в России

В России монокль начали носить представители самых разных литературных течений. Барон Николай Франгель регулярно носил прибор и не снимал. После окончания революции монокль начали называть признаком старорежимности и буржуазности. Его начали носить даже артисты, люди, которые были изображены на плакатах, также были со вставленной линзой.

Монокль — это оптический прибор, который стал популярным в одно время с пенсне. Эти два вида очков были популярны до Первой мировой войны. Их массово носили на лице, чаще всего мужчины.

Большую популярность монокль имел у гвардейских офицеров, особенно немецких. Максимальную популярность прибор получил в Германии и Российской империи.

Когда началась война, в России монокль перестал быть популярным.

Как называются очки без дужек: пенсне, лорнет, монокль

Последним любителем такого прибора считают Михаила Булгакова. Принято считать, что монокль — это эпатирующий символ буржуазности для Булгакова.

Купил его Михаил Афанасьевич после получения первого своего гонорара. Сразу же после приобретения он с ним сфотографировался. После чего это фото он раздал всем друзьям и знакомым.

Также монокль ассоциируют с одним из лучших символов жизни Европы в конце 19 – начале 20 века.

Конструкция

Монокль — это одиночная оптическая линза, которая размещена в тонкой оправе с сопутствующим шнурком или цепочкой. Шнурок вешали на лацкан или на пуговицу пиджака. Линза-монокль хорошо крепилась к оправе, и выпасть из нее она не могла.

Способы ношения

Если монокль не использовали, то его носили в жилетном кармане. Если же его применяли, то вставляли в глазную впадину и зажимали его между бровью и щекой.

Историки отмечают, что из–за мускульного усилия лицо становилось особенным. Такое лицо стало образом аристократического человека.

Носители монокля придумали некий вид акробатики, они вставляли прибор в глазную впадину и быстро его сбрасывали. Это было неким развлечением среди ценителей монокля.

Пенсне

Как называются очки без дужек: пенсне, лорнет, монокль

Пенсне и Чехов

Многие считают, что пенсне — неотъемлемая часть образа Антона Павловича Чехова, но у него оно появилось в самые последние годы. Носить его писатель стал в 1897 г. После тяжелой болезни Чехова осматривали многие врачи. Окулистом был обнаружен астигматизм, плюс ко всему у него была разница в диоптриях в полторы единицы, поэтому линзы подбирались долго.

Брат Антона Павловича носил всю жизнь пенсне, поэтому писатель часто его примерял. Выходит, что Чехов видел свои проблемы со зрением, но почему-то не спешил от них избавляться. Однажды все-таки пришлось обратиться к врачу, ему с трудом подобрали линзы, но с того момента Антон Чехов начал носить пенсне.

Теперь же пенсне Чехова можно увидеть в его музеях, оно хранится там до сего дня.

Фотограф и монокль

Как называются очки без дужек: пенсне, лорнет, монокль

Монокль как объектив имеет невысокую светосилу и небольшой угол поля зрения. Фотография, которая была сделана при использовании такого объектива, как правило, малоконтрастная с невысокой, убывающей к краю резкостью. Хотя резкость можно и повысить. В современном мире применяют творческий, мягкорисующий объектив, который используют чаще всего для портретов, пейзажных съемок, а также натюрмортов. Современные фотографы очень любят использовать монокль для своих фотографий. Ведь благодаря ему можно сделать очень красивые снимки, которые будут только радовать глаз.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/14096/

Очки 19 Века. Монокль, пенсне, лорнет. Маленький экскурс в историю

Как называются очки без дужек: пенсне, лорнет, монокль

Давайте совершим маленькое путешествие в первую половину 19 века. Мир оптики в то время сильно отличался от сегодняшнего. Да и позволить прибрести себе прибор, улучшающий зрение, могли далеко не все. Ну а сегодня узнать об очках того времени можно в музеях, на выставках, в винтажных магазинах или от коллекционеров. 

Итак, в 19 веке люди использовали для коррекции зрения монокль, пенсне и лорнет.  

Монокль

Этот оптический прибор был разработан для того, чтобы корректировать зрение только одного глаза. Так что люди со слабым зрением должны были сделать свой выбор в пользу одного глаза. Монокль имел небольшой размер, хорошо садился в глазную впадину.

Монокль считался предметом роскоши, носили его лишь богатые люди. Кстати, эмоциональным людям приходилось сложнее всего: стоило удивиться и приподнять бровь, как он выпадал. К счастью, избежать потери монокля помогала цепочка, которая, как правило, крепилась к предмету одежды.

Держать его мышцами лица было очень трудно, поэтому совершенствование продолжалось.

Как называются очки без дужек: пенсне, лорнет, монокль

Монокль — предмет роскоши 19 века

Пенсне

Пенсне впервые появились в 16 веке, но модным аксессуаром и предметом постоянного обихода стали только в 19-м, как и монокль. Пенсне (из французского — pince-nez от pincer — защемить и nez — нос) — очки без заушных дужек, держащиеся на носу посредством зажимающей переносицу пружины.

Первые формы пенсне были круглыми, чуть позже, в 1841 году, появились и овальные. 19 век вообще был насыщен самыми разнообразными аксессуарами. Сложность выбора пенсне состояла в том, что кроме подбора линз необходимо было правильно подобрать оправу пенсне по размеру.

В противном случае человек мог получить хорошую коррекцию зрения, но постоянно больной нос.

Насколько этот оптический прибор был популярен, мы можем узнать из учебников истории и литературы. Многие политики, ученые и писатели использовали этот аксессуар. Например, русский писатель Антон Чехов — один из известных любителей пенсне. Или Теодор Рузвельт — американский политик, 25-й вице-президент США, 26-й президент США в 1901—1909.

Как называются очки без дужек: пенсне, лорнет, монокль

Антон Чехов носил пенсне

Как называются очки без дужек: пенсне, лорнет, монокль

Теодор Рузвельт носил пенсне

Лорнет

И еще один аксессуар того времени — лорнет. Пара линз, прикрепленных к рукоятке были не только средством улучшения зрения, но добавляли некой утонченности своему владельцу. Неудивительно, что чаще всего лорнетом пользовались женщины.

Это был своего рода ювелирный аксессуар, декорированный драгоценными камнями и материалами. Лорнет не стыдно было выставить на показ в опере или театре. Кроме этого, лорент служил предметом, подчеркивающим жесты.

Читайте также:  Простуда на глазу: симптомы, диагностика, как лечить

Настоящее искусство — использовать лорнет в великосветской беседе.

Кстати, в 1911 году, в ассортименте популярной и по сей день немецкой оптической компании Rodenstock было около 30 вариантов лорнета!

Как называются очки без дужек: пенсне, лорнет, монокль

Девушка с лорнетом

На выставке «НАЦИЯ МОДЫ» (Nation of fashion), которая проходила в прошлом (2012) году нам удалось рассмотреть некоторые антикварные аксессуары.

В рамках экспозиции были представлены пенсне китовый ус, XVII век, Италия, с футляром для очков из корня оливкового ясеня, XVIII в., коллекция Мойоли; лорнет в виде кулона, позолоченное серебро, XVIII в.

, Италия, коллекция Бодар и другие невероятные аксессуары очковой оптики. Фото смотреть тут >>>

© weboptica.ru

Источник: https://www.weboptica.ru/pro/articles/414

Пенсне, лорнеты, монокли – признаки минувшей эпохи

20.09.2013

Просто невообразимо, сколько всего полезного придумало человечество, дабы облегчить себе жизнь. И очки – одно из таких изобретений. Этот невероятно полезный и просто необходимый для современного поколения аксессуар позволил человеку корректировать свое зрение, исправляя ошибки природы, ведь и она не совершенна.

Если заглянуть в прошлое, а именно в первую половину девятнадцатого столетия, то история возникновения очков может показаться весьма интересной и увлекательной.

Конечно же, в то далекое время корректировали зрение не при помощи современных очков – мир оптики той эпохи довольно сильно отличался от нынешнего, что наглядно продемонстрировано в различных музеях, галереях, на выставках и в ретро-магазинах.

В XIX веке были популярны такие оптические аксессуары, как пенсне, монокль и лорнет.

Лорнет

Как называются очки без дужек: пенсне, лорнет, монокль
Ни одна дама 19-го века не выходила в высший свет без такого изысканного аксессуара.

Лорнет – это незаменимый атрибут любого известного аристократа 19-го столетия. Этот аксессуар был создан еще в далеком 1780 году, но своего пика популярности достиг только в 19-м столетии. Представляет он собой пару, в основном, круглых линз, крепящихся к специальной рукоятке.

В 1911 году в немецкой компании Rodenstock, производившей оптику, ассортимент лорнетов насчитывал около 30 разнообразных моделей.

Лорнет не только улучшал зрение, но и придавал своему обладателю утонченности и некоторой изысканности. Поэтому не удивительно, что большей популярностью данный аксессуар пользовался среди представительниц прекрасного пола.

Лорнет XIX века являлся в некотором роде ювелирным изделием, так как чаще всего изготавливался из слоновой кости, а украшался драгоценными камнями и металлами. Он был красивой милой безделушкой в руках женщины, которую не стыдно было показать. Дам 19-го столетия всегда «сопровождал» лорнет, в особенности в театр или оперу.

С его помощью женщина могла подчеркнуть изящность своих жестов, а также подчеркнуть свое отношение к высшему обществу.

Стоит отметить, что применение лорнета в светской беседе было настоящим искусством, а любая девушка 19-го века знала не один способ использования лорнета, с помощью которого она имела возможность подать кавалеру знак.

Немного позже в обиходе появились складные модели, которые дамы носили на красивых цепочках или лентах вплоть до средины 20-го века.

Даже после появления солнечных и корригирующих современных очков лорнеты не утратили свою популярность и занимали достойною ячейку в светской жизни, оставаясь модным и актуальным аксессуаром даже после окончания Второй мировой войны.

Монокль

Как называются очки без дужек: пенсне, лорнет, монокль
Монокль – аксессуар, который придавал образу серьезности и элегантности.

Пока дамы высшего общества забавлялись лорнетами, мужчины 19-го века отдавали предпочтение моноклям. Этот оптический аксессуар представляет собой небольшую круглую линзу на цепочке, которая благодаря своим маленьким размерам отлично садилась в глазную впадину.

Монокль на женщине вызывал у общественности возмущение и воспринимался как вызов общественным условностям. Жорж Санд, знаменитая своей смелостью, надевая монокль, наводила его на мужчину, тем самым шокируя его и соблазняя.

Монокль в 19-м столетии считался предметом роскоши и элементом, показывающим достаток и положение в обществе своего обладателя. Этот аксессуар держался в глазной впадине за счет особой мимики.

И стоит подчеркнуть, что научится владеть или хотя бы держать монокль являлось настоящим искусством, так как этот предмет не предполагал наличие каких-либо ручек и держателей.

Поэтому, отдавая дань моде, мужчинам приходилось сдерживать свои эмоции и сковывать мимику, чтобы, не дай Бог, монокль не упал.

В начале двадцатого века, этот аксессуар слегка утратил свою элитарность и превратился в атрибут элегантного и уверенного в себе мужчины. Монокль был популярен как среди людей с проблемным зрением, так и среди абсолютно здоровых мужчин.

Пенсне

Как называются очки без дужек: пенсне, лорнет, монокль
Пенсне – незаменимый атрибут успешного влиятельного человека 19-го столетия.

Носить пенсне – это прерогатива только великих людей 19-го столетия. Пенсне – это практически «прародитель» современных очков, они представляют собой две линзы в оправе без держателей и ручек, но с дужкой на переносице. В 19-м веке их изготавливали из черепашьего панциря, каучука и стали. Этот оптический аксессуар предусматривал наличие специальной цепочки и булавки, с помощью которых пенсне крепились к одежде и прятались при ненадобности.

Эти очки придавали обладателю элегантности и значимости, все великие люди считали долгом использовать пенсне. Стоит подчеркнуть, что этот вид аксессуара был популярен как среди мужчин, так и среди женщин, для которых выпускали более утонченные модели.

В связи с такой востребованностью, ассортимент пенсне был довольно разнообразным и богатым. К выбору подобных очков нужно было подходить с особой тщательностью, ведь правильно подобрав только линзы, можно было «заработать» хронические болезни носа.

Поэтому при создании пенсне стали уделять особое внимание форме дужек.

Источник: https://www.StilOptik.ru/articles/pensne-lornety-monokli-priznaki-minuvshey-epokhi.html

«Поблёскивая стёклами очков»

Как называются очки без дужек: пенсне, лорнет, монокль Виктор МИШЕЦКИЙ 16.05.2016

Придворные могли носить лорнет только с личного разрешения Николая I. Император проверял зрение у тех, кто хотел обзавестись очками

«Аннулировал ты коня, четырёхглазый, – сказал взводный». В этих ёмких словах из рассказа Исаака Бабеля «Аргамак» содержится глубинное отношение к очкарикам.

Даже если отбросить «национальную составляющую» и предположить, что на месте Лютова, альтер-эго Бабеля, мог быть человек исконно русский, даже казак, наличие очков переводило бы его тем не менее если не во враждебный, то уж точно в чуждый всем прочим лагерь. В очках – значит, интеллигент, существо по большому счёту бесполезное.

Подобное отношение к очкам и их обладателям было характерным не только для первой половины ХХ века. Во-первых, оно сохранилось и позже. Этот аксессуар придавал особый оттенок литературным персонажам, «поблёскивающим стёклами очков».

Впрочем, данный описательный приём использовался и используется по большей части литераторами «второго ряда», стремящимися приписать «поблёскивающим» также и некую ехидную зловредность. Однако среди очкариков были и персонажи симпатичные, ставшие практически культовыми, как, например, Шурик из фильмов Леонида Гайдая.

Во-вторых, существовала историческая традиция, в которой очки свидетельствовали о вольнодумстве, неуважении к устоям, любопытстве и прочем, что не одобрялось властями предержащими. Недаром любимец императора Павла I, московский главнокомандующий Иван Гудович ввёл практически запрет на очки – по свидетельству князя Петра Вяземского.

Гудович не принимал посетителей в очках, приходя к кому-нибудь в гости и увидев очкарика, заставлял очки снять, а проезжая по улицам Первопрестольной и увидев идущего человека в очках, требовал остановить карету, спрыгивал на землю и очки – с криком «Нечего меня разглядывать!» – срывал с носа несчастных.

Вам привет из Каира

Начиналось всё вполне невинно и объяснимо. Самые первые очки не были очками в общепринятом ныне смысле. Жители Севера закрывали глаза костяными пластинами с узкими прорезями, чтобы не ослепнуть от света солнца, отражённого снегом.

Южноамериканские индейцы прикрывали глаза специальными масками с дырочками в них, чтобы не получить на охоте по глазам гибкой веткой.

Первыми же очками можно считать то приспособление, что использовал фараон Тутанхамон при обычном для Египта ярком солнце – он надевал очки с коричневыми стёклами, которые были потом найдены в его гробнице.

А первым лорнетом пользовался печально известный римский император Нерон, который любил поглядывать на своих приближённых – что означало скорую опалу, казнь и конфискацию имущества – сквозь огромный смарагд, то есть изумруд, специальным образом отшлифованный и отполированный.

Древнегреческий же комедиограф Аристофан ещё в V веке до н. э. свидетельствовал, что афинские врачи советовали тем, у кого зрение ослабло, читать с помощью специально подобранных стёкол. Прошло почти пять столетий, и уже Плиний Старший отмечал, что стекло для чтения должно быть выпуклым.

Иными словами, оптика зарождалась, как и многие другие имеющие большое прикладное значение науки, опытным путём. Отцом же оптики стал в Х веке Абу Али ибн аль-Хайсам, переехавший из Басры в Каир учёный.

Аль-Хайсам внёс вклад во многие науки и оптикой мог бы заниматься плотнее и плодотворнее, но он навлёк на себя гнев страдавшего временными помутнениями рассудка халифа Аль-Хакима и, чтобы сохранить жизнь, сам симулировал сумасшествие, чем вернул расположение славного фатимида, но был вынужден проводить время в бестолковых диспутах с халифом. Тем не менее появившиеся на каирских базарах специальные лупы, с помощью которых менялы распознавали фальшивые монеты, вполне обоснованно считались линзами Аль-Хайсама.

Царь в очках

Соединить два выпуклых стекла догадались в Италии, примерно в XIII веке.

Хотя есть и точная дата – 23 февраля 1305 года, когда доминиканец Джордано да Ривалто в проповеди сказал следующее: «Не прошло и 20 лет с тех пор, как было открыто искусство изготовления очков, призванных улучшить зрение. Это одно из самых лучших и необходимых искусств в мире.

Читайте также:  Стафилококк в глазах: симптомы, лечение, профилактика

Я сам видел человека, первым создавшего очки, и я беседовал с ним». Этим человеком был, скорее всего, Алессандро Спина, монах и учёный из Пизы.

Именно Спина не только сделал то, что наверняка делали и до него, но и, так сказать, запатентовал своё изобретение и поставил его на поток – он вставил в оправу два выпуклых стекла, оправу же сделал таким образом, что её можно было водрузить на переносицу. Иными словами, получается, что очки как таковые были впервые сделаны примерно в 1285–1290 годах.

С подобной датировкой не согласны китайские историки, утверждающие приоритет китайской мысли и здесь и приводящие данные, будто очки были изобретены в Китае примерно в 1240 году, о чём имеется свидетельство в энциклопедическом труде философа XIII века Чао Цзи Ку «Разъяснение загадочных вещей».

Скорее всего, фрагмент об очках – поздняя вставка, а первые очки появились в Китае через Малакку, куда в эпоху династии Мин приплывали арабские и персидские купцы, в свою очередь торговавшие с Европой. Во всяком случае, те десять очков, которые король Малакки отправил китайскому императору Юнлэ в счёт годовой дани, были европейского производства.

Очки ценились очень и очень высоко.

Вот чем Китай может гордиться, так это дымчатыми очками, но их носили начиная с XII века судебные чиновники, чтобы скрыть выражение своих глаз во время допроса, а вовсе не те, кто «чувствует головокружение, когда их зрение портится, и надевает на глаза аи-таи (так в «Разъяснении загадочных вещей» назывались очки) и с их помощью способен сосредоточиться, так как очертания иероглифов приобретают чёткость»

Высокая цена на очки вела к тому, что ими могли пользоваться только очень обеспеченные люди, например Папа Римский, а также к тому, что повсеместно распространились подделки.

Продажа поддельных очков в Китае каралась смертью, в Венеции изготовитей фальшивой оптики ссылали на галеры.

В то же время никак не могли решить проблему крепления очков: их привязывали к голове или к ушам лентой; очки стали атрибутом учёных, богословов, юристов.

Церковь же неожиданно объявила стремление улучшить зрение гордыней, грехом, а художники, изображая чертей, частенько пририсовывали им очки. Это не мешало многим религиозным деятелям очки заказывать и покупать.

Так, патриарх Никон имел несколько пар очков, а царь Алексей Михайлович, сам испытывавший проблемы со зрением, распорядился открыть в Москве специальную лавку, где торговали очками от немецких мастеров. Крупные вельможи считали ниже своего достоинства являться в лавку самолично.

В лавке получали записку с указанием расстояния, на котором заказчик уже испытывает затруднения, и подбор очков осуществлялся методом проб и ошибок.

Очки из собрания Британского музея оптики

Как называются очки без дужек: пенсне, лорнет, монокль

Источник: https://www.sovsekretno.ru/articles/id/5448/

Как называется линза на цепочке для глаза и кто ее носил

Забавная мода или вынужденное решение для улучшения зрения? Как называется одна линза на цепочке для глаза. Если это не очки, то что? Почему этот аксессуар любили даже те, у кого было превосходное зрение и почему его больше не используют в современном мире?

Линза с цепочкой для глаза, которая была так популярна в 19 веке — называется монокль. Поразительно, но многие не знают, что такой аксессуар вообще существовал, хотя история моды на него крайне интересная.

Что представляет собой монокль – зачем он был нужен

Задавая вопрос: как называется линза с цепочкой для глаза – мы сами отвечаем на вопрос «что такое монокль». Очевидно, что этот аксессуар представлял собой обрамленное по краям стекло – линзу, прилепленную к цепочке, с одной стороны. Цепь, в свою очередь, крепилась к нагрудному карману или шлейке на брюках.

В зависимости от размеров лица потенциального обладателя монокля, размер линзы варьировался в пределах 3-7 см.

Первостепенно, монокль выполнял необходимую потребность – кратковременно улучшить зрение. Наравне с современными очками или линзами, монокль являлся линзой, помогающей скорректировать зрение до необходимого минимума.

Этот необходимый аксессуар вставляли в углубление возле глаза, зажимая его бровью и верхней частью щеки. После завершения действия, монокль «выбрасывали» из глаза, оставляя его висеть на цепочке, либо спрятав в карман.

 

Кто носил монокль – почему это было модно

Сразу стоит отметить, что в эру популярности монокля можно было легко отследить богатого и образованного человека от бедного рабочего. К чему человеку прибор для улучшения зрения, если он работает на полях и вовсе не умеет читать?

Как называются очки без дужек: пенсне, лорнет, монокль

Вменяя это, монокль стал аксессуаром богатых, образованных людей. Разумеется, богатство напрямую ассоциировалось с модой. Ведь обеспеченный человек не может носить одежду крестьян и выглядеть, как обыкновенный рабочий.

Также, многие хотели заполучить эту линзу на цепочке, хотя бы потому, что она придавала солидности. При систематическом зажиме линзы между щекой и глазом, мышцы лица приобретали неестественную позу, ассоциирующуюся с величием, усмешкой и легким брезгливо-высокомерным взглядом. Для многих, такие эмоции на лице являлись желаемой, недосягаемой мечтой.

Самые дорогие модели – как носили монокль

В далеком 19 веке, на вопрос: как называется цепочка для глаза, отвечали – богатство. Как уже говорилось ранее, этот аксессуар могли себе позволить только состоятельные люди. Разумеется, в борьбе «у кого лучше», создавались целые коллекции моноклей ручной работы. Кто во что горазд: делали толстые цепочки из чистейшего золота, обрамляли линзу камнями, утяжеляли зажимы.

Конечно, самые дорогие модели носили правители и люди, стоящие у власти. Драгоценные монокли имели и певцы, поэты и знаменитые люди. Ювелиры, создающие этот аксессуар, тоже не оставались в стороне – за качественную работу им хорошо платили, порой, теми же самыми, пресловутыми моноклями.

Источник: https://kak-nazyvaetsya.ru/odezhda/kak-nazyvaetsya-linza-na-cepochke-dlya-glaza-kto-ego-nosil.html

Читать

Эталон привлекательности.

Мы выяснили, что эталоном красоты в Серебряном Веке была стройная, но фигуристая брюнетка с чёрными или с фиалковыми глазами, этакая Женщина-Цветок. Таким образом, занявшись описанием красавиц, мы совсем забыли об их изысканных кавалерах, впрочем, по словам лорда Генри, героя Оскара Уайльда: «Женщины, во всяком случае, добродетельные женщины, — не ценят красоту».

Но так ли это? Впрочем, всё по порядку. Идеальный персонаж Прекрасной Эпохи – высокий, атлетически сложенный, но изящный брюнет. Изысканность сочетается в нём с мужественностью, а интерес к поэзии – с остроумием и даже некоторым цинизмом суждений.

По-прежнему в моде борода и усы, но некоторые мужчины уже отказываются от этих символов мужественности в пользу гладко выбритого лица.

«Бритый, с тонкими чертами лица, темноглазый и темноволосый. Безукоризненные манеры с оттенком надменности. Поразителен контраст между твёрдыми линиями рта и подбородка и мечтательным выражением глубоко посаженных глаз»,— так рисует всё тот же Оскар Уайльд портрет лорда Чилтерна.

Следуя моде на тёмный цвет волос, многие мужчины красили волосы и усы – это не считалось чем-то из ряда вон выходящим, хотя и высмеивалось в прессе. От молодых щёголей не отставали и пожилые, убелённые сединами, мужчины.

«Седые волосы и усы сделать чёрными!» «Седину волос и усов можно устранить при помощи ‘Van’s Mexican hair restorative’ безо всякого вреда для кожи головы», — писали в своих рекламных объявлениях производители и торговцы спецсредствами для получения «радикально чёрного» цвета волос (Цит. по 'American dress pattern catalogs' 1909. NY).

  • Типичный красавец Серебряного Века.
  • Открытка из личной коллекции автора.

Обществом приветствуются занятия спортом, и, если на женщин — спортсменок всё ещё смотрят с некоторой насмешкой (а то и — осуждением), то мужчина, играющий в теннис и устраивающий заплывы, имеет все шансы понравиться любой, даже самой капризной, красавице.

Благодаря гимнастике и поднятию тяжестей, тело наливается красивой мускулатурой, становится гибким и выносливым. Ценится не просто стройное тело, а та идеальная соразмерность, которая приобретается в беспрестанных упражнениях.

Образ юного атлета становится всё более и более актуальным. О.

Генри иронизирует: «Молодой человек из зеленной лавки был строен и широкоплеч и отличался такой же свободой и непринужденностью движений, как тот атлетический красавец, который на рекламном вкладыше в воскресный журнал примеряет новейшие, не натирающие плеч подтяжки».

Действительно, на рекламных проспектах, плакатах и открытках тех лет неизменно изображался румяный, улыбчивый, стройный красавец с чёрными, на прямой пробор волосами и лихо закрученными усиками.

В типичном для эпохи рассказе Николая Архипова «Лучезарная»* молодому спортсмену противопоставляется хилый интеллектуал (но интеллектуал без всякого блеска!), хотя и в золотых очках.

«На фоне мягкого солнечного света, точно стальная, вырисовывалась фигура Медведева в лёгком купальном костюме, с широкими плечами и сильными руками, на которых змейками играла мускулатура»,— таков идеальный мужчина Прекрасной Эпохи.

И его антипод: «…близорукое и доброе лицо жениха, с неизменными большими золотыми очками на носу и он показался ей будничным, слабым человеком».«Будничный человек» — нет худшего приговора, как для мужчины, так и для женщины. В романе «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд рисует образ прекрасного юноши, единственным богатством которого является красота, а главным врагом – неминуемая старость.

Неизвестный художник. Афиша выступления братьев Медведевых. 1899 год.

Читайте также:  Линзы ультрафлекс: описание товара, преимущества

Однако мужчина ‘Belle époque’ относился к возрастным изменениям гораздо спокойнее, чем уайльдовский Дориан Грей.

Во второй половине XIX века, когда продолжительность жизни в Европе и в Северной Америке значительно увеличилась, пожилой возраст перестал восприниматься как синоним болезней и старческого уродства.

Мужчина, которому перевалило за пятьдесят, а то и за шестьдесят лет, уже не ассоциировался с «уходящим поколением», — это был полный энергии, сил и желаний человек. «Граф де Шаньи был зрелым мужчиной. Знатный вельможа, красавец.

Роста выше среднего, с приятным лицом, несмотря на тяжёлый лоб и холодноватые глаза; он отличался самыми утончёнными манерами с женщинами и был несколько высокомерен с мужчинами, которые не всегда прощали ему успехи в свете»,-это описание знатного немолодого француза из романа «Призрак оперы».

«Ему пятьдесят шесть лет, но он еще очень красив и всегда хорошо одет — мне не понравилось только, что он приехал в крылатке, — пахнет английским одеколоном, и глаза совсем молодые, чёрные, а борода изящно разделена на две длинные части и совершенно серебряная», — это уже русский барин из рассказа «Лёгкое дыхание». Красота пожилого, импозантного мужчины, не утратившего обаяния молодости – такой же актуальный образ ‘Belle époque’, как и юный атлет. Внешняя привлекательность, хороший вкус, умение ухаживать за дамами и, вместе с тем, цинизм в суждениях и даже – некоторая развращённость – всё это укладывалось в понятие ‘charmeur’ – очаровывающий в первого взгляда; соблазнительный сердцеед. Таким был, например, известный парижский красавец Бони де Кастеллан или, скажем, князь Феликс Юсупов.

Открытка из личной коллекции автора.

Однако, стоит заметить, что женщин Прекрасной Эпохи в ещё большей степени привлекали не писаные, но пустые красавцы, а творчески одарённые люди – разумеется, успешные и знаменитые. Или же безумные гении с горящими глазами. Поэтам и художникам был обеспечен абсолютный успех у светских «львиц», актрис и гимназисток.

Людям творческих профессий приписывались самые фантастические качества – страстность натуры, власть над толпой и даже – демонизм. При этом «кумир» мог выглядеть заурядно и даже непривлекательно. Чеховский Тригорин.

ходит в «…рваных ботинках и брюках в клетку»; любит удить рыбу и «радуется, что поймал двух голавлей»; старается не привлекать к себе внимания; не разучился «конфузиться» от похвал; «вялый, рыхлый, всегда покорный».

Тем не менее, две потрясающие женщины – Нина и Аркадина от него без ума. Или вот, помните, у Алексея Толстого? «…

Было невыносимо оскорбительно так долго страдать и думать об этом Бессонове, который и знать-то её не хочет, живёт в свое удовольствие где-то около Каменноостровского проспекта, пишет стихи об актрисе с кружевными юбками…А Даша вся до последней капельки наполнена им, вся в нём».

В рассказах Михаила Арцыбашева чаще других встречается образ коварного соблазнителя – знаменитого писателя или художника, внешность которого чаще всего — обычна.

Не были обойдены вниманием и революционеры всех мастей — ниспровергатели азбучных истин, радикальные лидеры, запрещённые авторы и прочие бомбисты, скрывающиеся от властей по конспиративным квартирам. То есть либо шикарная внешность, либо творческая, а лучше — демоническая или ещё какая-нибудь нетривиальная личность.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=155404&p=9

История очков

Странное сооружение из двух стеклышек было известно еще в XVI в. до н.э. — примерно в это время умер Тутанхамон, в чьей гробнице среди личных вещей фараона был найден предмет, сильно напоминающий пенсне. Пара тусклых коричневых стеклышек была скреплена бронзовой дужкой. Скорее всего, этот прообраз очков выполнял солнце- и пылезащитные функции.

Следующее упоминание об этом приспособлении встречается в воспоминаниях о римском императоре Нероне, который пользовался отшлифованным изумрудом, чтобы «укрепить глаз». Именно через него он благосклонно взирал на бои гладиаторов.

Всерьез наблюдение свойств стекла заинтересовался Альгазена, он же Ибн аль-Хайсам, в X в. н.э.

Свои изыскания он завершил рекомендацией: «Если смотреть через сегмент стеклянного шара, он мог бы увеличивать предметы». На этом исследования оптики были приостановлены вплоть до 1267 г.

В том году Роджер Бэкон записал, что если тщательно отшлифовать сегменты стеклянного шара, они будут хороши средством от «слабых глаз».

Далее произошло следующее. В начале XIV в. во Флоренции скончался некий Сальвино Аристи. И нам бы не было до него никакого дела, если бы не надпись на надгробной плите: «Он изобрел очки. Да простит ему Господь его прегрешение».

Именно этот человек, простой стеклодув, сам того не ведая, воплотил рекомендацию Бэкона в жизнь. В 1280 г. совершенно случайно он обнаружил, что капля застывшего стекла пригодна для коррекции старческого зрения.

Тогда он сделал две линзы и соединил их дужкой.

Изобретение было по достоинству оценено еще при жизни Аристи. Но большого распространения оно не получило. Загвоздка была в том, что качественное, тонкое и прозрачное, стекло научились делать только в Венеции.

И тайна его изготовления тщательно оберегалась ремесленными цехами до XVI в. Так что в XIV в. очки, хотя и были известны, оставались дорогой игрушкой для вельмож.

Настолько ценной, что наряду с драгоценностями, они включались в завещания отдельным пунктом.

Забавно то, что в этом, дорогом, качестве они не выполняли своей целебной роли, так как коррекция зрения была проблемой неактуальной: народ был малограмотный, книг практически не было. А, вот, тщеславие было в чести, потому очки служили «мерилом» богатства.

Ситуация изменилась, когда Гутенберг изобрел печатный станок. Книги стали печатать в возрастающем количестве, но их мелкий шрифт мог прочитать далеко не каждый интеллектуал. Так вспомнили об истинном предназначении очков. Правда, повезло только дальнозорким.

Близорукость научились корректировать только в XVI в., когда изобрели вогнутые стекла. Первое документальное свидетельство — портрет папы Льва X кисти Рафаэля. Глава римской католической церкви был близорук, и даже на охоту, яростным поклонником которой он являлся, священник выходил с очками на носу.

Велосипед на носу

Когда очки вошли в обиход, была налажена торговля ими. Основу этого приспособления составляли линзы, которые различали по мощности и сортировали по возрасту клиента, исходя из предпосылки, что люди одинакового возраста имеют сходные проблемы со зрением. Диоптрическую нумерацию стекол ввели к 1873 г., а назначать очки по медицинским показаниям начали только в самом конце XIX в.

Но проблема с подбором очков была не единственной. Парадоксально то, что крепление линз к носу и голове изобретали дольше, чем линзы. Первое, что научились делать, — это обрамлять стекла деревянным или роговым ободком.

Причем, материалы на эти цели в разных частях света шли разные: более экономичные — в Европе, более долговечные — на Востоке, где считалось, что магия материала передается его владельцу. Так, оправы из черепахового панциря должны несли их обладателю долголетие.

Для линз также использовались священные камни: горный хрусталь, кварцы, аметисты и топазы.

Так как изначально исследователи оптики отталкивались от свойства дутого стекла увеличивать предметы, то и приспособление для глаз держали в руке перед предметом, которой требуется увеличить. То есть первоначально очки были лупой.

Лишь по прошествии многих лет люди осознали, что задачу можно упростить, если поднести линзы к глазам. Так и появился прадед лорнета. Сначала на длинной ручке крепили одну линзу, затем приспособились крепить две, соединенные дужкой.

Параллельно ученые искали способы закрепить очки перед глазами, чтобы освободить руки для более важных дел. Поэтому очки стали вешать на шляпы, вшивать в ремни и обвязывать ими голову в стиле маскарадной маски. До тех пор, пока не появилось пенсне, закрепившее стекла на носу.

Альтернативой этому «велосипеду на носу» была оправа с дужками. Дужки имели на конце круглые дырки, через которые продевали шнурки, чтобы связать их на затылке. Простой фокус с веревочкой, продетой через оправу без дужек, родился только в XVI в..

До тех пор проблема решалась париками — они придавливали оправу к вискам. Но как только парики вышли из моды, очки начали крепить к голове самым непотребным образом — даже на лбу! Только в XIX в.

кто-то додумался соединить веревочку с металлическими дужками, чтобы затем эту конструкцию усовершенствовать с помощью заушников.

Так что в конце XIX в. в ход шли все разновидности оправ: от пенсне и монокля до лорнета и оправы с дужками. И за каждой ее формой закрепилась определенная репутация. Так, монокль придавал владельцу высокомерный и капризный вид, пенсне стало признаком «показной интеллигентности», а дамский лорнет — символом кокетства.

Источник: https://loptika.com/optica/tovaryi/ochki/istoriya_ochkov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector